Добро пожаловать, приятного прочтения.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ КРАСНОРЕЧИЯ

Мы можем иногда по дыму полицейской лжи догадываться об огне народного возмущения» (Ленин В. И., 5. 16), ср. услужливый дурак опаснее врага; нет дыма без огня.

Образность речи — свойство звучащего слова нести информацию не только в абстрактно-логической, понятийной, но и в предметно-чувственной форме, что делает речь яркой, выразительной, облегчает ее восприятие и запоминание, позволяет слушателю совмещать научное осмысление фактов с художественным.

Обращение — слово или словосочетание, обозначающее лицо (реже— предмет), к которому обращается оратор; основное назначение обращения — привлечь внимание слушателей и выразить отношение оратора к ним: «Товарищи! От имени Коммунистической партии Испании сердечно и пламенно приветствую вас...» (Д и а с X. Р.— Ор. рабоч. кл., 601); «Тогда я начал свою речь очень агрессивно, словами: «Предатели, изменники рабочего класса» В ответ раздались голоса, что «мы тебя с трибуны не пустим, ты у нас так просто не разделаешься, у нас местные большевики не позволяют себе так нахально и дерзко говорить с нами, как ты, приехавший из центра». В своей речи я бросил обвинение за это двум партиям: партии эсеров и партии меньшевиков» (Калинин М. И.— Ор рабоч. кл., 391).

Общая методика — методические закономерности лекционной пропаганды в целом, независимо от тематических, жанровых и иных особенностей лекций.

Общеупотребительная лексика — не специальные (т. е. не профессиональные, терминологические, диалектные ж т. д.) слова, а те лексические единицы, которые свойственны всем, кто говорит на данном языке: жить, встречаться, солнце, воспитание, решительный, братский, поздно и др.

«Общие фразы» — фрагменты лекции (или другого публичного выступления), содержащие голое, абстрактное повторение хотя и правильных, но давно известных положений, не связанных с конкретными делами и потому звучащих надоедливо и иссушающе. «Тошнит всех от общих фраз. Они плодят бюрократизм и поощряют его» (Ленин В. И 45, 45).

Овладение диалектической логикой — важнейшая предпосылка эффективности работы лектора; диалектичность мышления в сочетании с глубокими знаниями составляет основу ораторского искусства, в том числе и такой его разновидности, как лекция, которая представляет собой публично осуществляемый анализ явлений.

Окказионализмы — слова и речевые обороты, не соответствующие общепринятому употреблению, отражающие индивидуальный вкус говорящего и индивидуальное словотворчество: многопудъе, дрыгоножество, мандолинитъ, вызмеить, позорнолегкомыслый (Маяковский В. В.).

Оксиморон и оксюморон — намеренное, стилистически значимое соединение несовместимых значений: запахи звуков, листья травы, живой труп, черное солнце.

Олицетворение — одушевление неодушевленного, использование в речи названий предметов, явлений, идей так, как будто бы эти названия обозначают живых существ: ветер стучит в окно, стонет океан, поэта посетило вдохновение.

Омонимы — одинаково звучащие, но различные по значению слова: ключ отмычка, ключ родник, ключ нотный знак; отстоять защитить, отстоять долго простоять, отстоять находиться на определенном расстоянии.

Описание — композиционно-стилистический прием в лекторской речи, представляющий собой подробный рассказ (о городе, встрече, событии и т. п.), в который нередко включаются и несущественные, но интересные детали.

Оптимистичность речи — качество публичного выступления, отражающее коммунистическую направленность мировоззрения оратора, его уверенность в победе прогресса над реакцией, добра над злом, его желание и умение преодолевать трудности, видеть перспективу, вдохновлять людей, вести их за собой.

Ораторское искусство лектора — владение живым, устным словом как средством многообразного и разнонаправленного воздействия на слушателей; ораторское искусство лектора базируется на глубоком знании мате-

риала, идейности, освоении опыта лучших ораторов прошлого и настоящего, совершенном владении литературным языком, знании неязыковых аспектов лекторского мастерства.

Орфоэпическая норма — языковая норма в области произношения и ударения: понять, понял, поняла (а не понять, понял, поняла); конкретный, рейс, пионер (а не конкретный, рэйс, пионэр) и т. д.

Орфоэпия — 1) совокупность языковых правил, предопределяющих единообразное произношение звуков, сочетаний звуков и единообразие ударения для всех говорящих на данном литературном языке; 2) раздел языкознания, изучающий эти правила.

Остраннение — композиционно-стилистический прием, заключающийся в том, что оратор намеренно избирает не связанное, на первый взгляд, с предметом речи, «странное» начало,

Оглавление