Добро пожаловать, приятного прочтения.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ КРАСНОРЕЧИЯ
Художественность речи — наличие в публичном выступлении живых картин, позволяющих не только осмысливать услышанное, но и как бы воспринимать его всеми чувствами — видеть, слышать, осязать и т. д; художественность как качество содержания выступления и как свойство его формы есть результат образности речи.
Цель лекции — практическая направленность выступления оратора, зависящая от темы лекции, характера проблемы, с которой соотносится тема, и особенностей аудитории.
Цикловая лекция — одна из нескольких лекций, связанных единством предмета, темы, проблемы
Цитаты — дословно воспроизведенный оратором фрагмент чужой речи или статьи для подтверждения собственной точки зрения, для полемики с цитируемым автором и для других целей
Цитирование — композиционно-стилистический прием в лекторской речи, состоящий в дословной передаче чужого высказывания или мнения как подлежащего рассмотрению факта или как аргумента «Дон Базилио говорил: «Клевещите, что-нибудь от клеветы да и останется». Так говорят и враги социализма Но что же нередко остается? Только конфуз клеветников» (Потье Э.— Ор рабоч кл, 158).
Частная методика — методические закономерности, зависящие от особенностей темы и характера конкретной аудитории.
Частные выводы — выводы, которыми лектор заключает отдельные части своего выступления; частные выводы — один из приемов, облегчающих слушателям усвоение и запоминание материала.
Чистота речи — соответствие звучащего слова нормам литературного языка, ясность и доступность языковой формы выступления.
Штамп в речи — избитые, затасканные выражения, в которых в качестве основных компонентов выступают универсальные, лексически неполноценные слова, имеющие самые общие и неопределенные значения взять на вооружение, охватить мероприятиями, развернуть широким фронтом ж т. П.
Эвфемизм — замена прямого названия, дающего отрицательную характеристику явления, иносказательным оборотом: он не хватает звезд с неба (вместо он бездарен), ото не соответствует истине (вместо это ложь) и т д
Экспрессивность речи — выразительность языка оратора, то, что делает речь впечатляющей, яркой, воздействующей благодаря пафосу лектора, эмоциональности выступления, образной манере изложения.
Экспромт — выступление без подготовки; то же, что и импровизация.
Эллипсис — пропуск одного или нескольких членов предложения, легко восстанавливаемых слушателями по контексту или характеру описываемой ситуации: «Мы ведем себя с вами, мошенники-капиталисты, не как затаившиеся враги, мы открыто говорим вам вы — воры! И с вами? памфлетисты, шарлатаны, попы вы — лжецы! И с вами, короли и цезари, носители сабли и тоги вы — убийцы/ Все вы вне общественного договора» (Потье Э — Ор. рабоч кл 159).
Эмоциональность речи—выявление в речи чувств, настроения, темперамента оратора, его отношения к предмету речи и к слушателям.
Эмоционально-экспрессивная лексика — слова, не только обозначающие понятия и явления, но и указывающие на. отношение говорящего к ним: зашибить деньгу (ср. заработать), очкарик (ср. человек в очках), лопать (ср. есть), башковитый (ср. умный), шпион (ср. разведчик).
Эмфатическое ударение — усиление эмоциональной нагрузки, эмоциональной выразительности слова или группы слов в предложении, достигаемое в устной речи с помощью ударения, повтора, замедления речи и другими путями.
Эпиграф — крылатое выражение, цитата или иное яркое изречение, помещаемое автором в начале текста как указание на основную идею, тему или общую направленность работы.
Эпитет — образное, выразительное определение, раскрывающее существенные признаки явления: «'...Широкой, вольной, спокойной, стихийно-могучей рекой влилась в натуру внука, влилась изумительной поэтической мощью бабушка Алексея Максимовича, которую мы все любим как родную...» (Луначарский А. В. Ор. рабоч. кл., 425—426).
Этика оратора — один из видов профессиональной этики; совокупность нравственных норм и правил, определяющих отношение лектора к своим обязанностям, к слушателям, к подготовке выступления, к поведению на трибуне и т. д.
Этимологическая справка — объяснение происхождения слова как один из способов толкования важного для восприятия лекции понятия: «Наше слово «образование», как и немецкое Bildung, происходит от слова, «образ». Очевидно, когда народу приходилось определять, что должен сделать из себя всякий человек и что должно сделать общество из него, то рисовалась картина возникновения из какого-то материала образа человеческого. Образованный человек — человек, в котором доминирует образ человеческий» (Луначарский А. В.— О народном образовании. М., 1967, с.