Добро пожаловать, приятного прочтения.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ КРАСНОРЕЧИЯ
Ассоциация — связь между представлениями, которые отражают предметы или явления, имеющие какие-либо общие (часто несущественные) признаки, чем и обусловлено то, что одно представление вызывает в сознании другое.
Афоризм — глубокая мысль, облеченная в лаконичную отточенную языковую форму; пословица литературного происхождения: «Слово тоже есть дело» (Ленин В. И., 11, 59). Не государство — где властвует один (Софокл). Знание — сила (Бэкон Ф ).
Билингвизм — то же, что и двуязычие.
Благозвучие речи— качество звучащей речи, заключающееся в ее плавности, мелодичности, интонационной выразительности, в отсутствии в ней режущих слух звукосочетаний, слов-паразитов, вставных звуков (м-м-м, э-э-д и т. п.), искажения орфоэпических норм.
Бытовая лексика — слова, обозначающие реалии (предметы, явления, события) повседневного быта: забежать зайти на короткое время, шлепанцы тапки, мой муж, стирка, смотреть телевизор и т. п.
Вводные слова и конструкции — слова и речевые обороты, не имеющие непосредственных синтаксических связей с высказыванием и указывающие на отношение говорящего к речи (разумеется, конечно, к сожалению), на порядок следования аргументов и фрагментов речи (например, таким образом, во-первых, во-вторых и т. д.).
Вопросно-ответный ход — композиционно-стилистический прием изложения, заключающийся в имитировании диалога, в изложении материала в виде вопросов (разного типа и назначения) и ответов на них.
Вопросы слушателей — наиболее прямой путь к выяснению того, что не усвоено слушателями или понято ими недостаточно глубоко; одна из форм прямого контактирования лектора с аудиторией, особо настоятельно требующая от оратора знаний, самообладания и такта.
Воспоминание — композиционно-стилистический прием в лекторской речи, состоящий в описании давних событий, участником или очевидцем которых довелось быть рассказчику.
Вставные предложения и слова — попутные замечания, делаемые оратором для разъяснения основной мысли, для детализации высказанного и т. д.: «Он говорил тихим, сиплым голосом, растягивая слова, как всегда с дурным английским произношением и оказываясь часто в серьезных неладах с правилами синтаксиса. (Кстати: речи в том виде, как они печатаются в газетах, ни в коем случае не следует смешивать с речами, которые произносятся) Обыкновенные ораторы прячут плохое содержание под красивой формой изложения, Рассел же пытался плохим изложением оправдать плохое содержание» (Маркс К., 11, 6—7). Вставные конструкции усиливают информативность и выразительность речи, если они не становятся самоцелью, последнее происходит в том случае, когда оратор отходит от логически упорядоченного изложения и подчиняется игре ассоциаций.
Вступительная лекция — первая из цикла лекций, в которой излагается история вопроса, дается обзор проблематики, раскрываются цели и задачи всего цикла, характеризуются основные методические и методологические установки, необходимые для дальнейшей лекционной работы.
Вторичная информация — углубление имеющихся у слушателей знаний, интерпретация известных им фактов с целью помочь им сориентироваться и разобраться в потоке первичной информации, с целью разъяснить ключевые, мировоззренческие понятия; вторичная информация — одна из основных функций лекционной пропаганды.
Вульгаризмы — неправильные (по грамматической форме), а также грубые, нелитературные слова и обороты речи: дешевше дешевле, хотит хочет, об этим об этом тудой туда; дать драла убежать, заткнуть глотку заставить замолчать, рожа лицо и т. п.
Выводы — формулируемые в конце лекции (а также в конце раздела лекции) положения, содержащие итог изложенного оратором, суммарную оценку явлений, о которых шла речь.
Выразительно-изобразительные средства языка — заложенные в языке возможности создания в речи словесной наглядности, чувственно-предметных картин, достижения эмоциональности и экспрессивности ее; к выразительно-изобразительным средствам языка относятся тропы, фигуры, крылатые слова, пословицы, поговорки, композиционно-стилистические приемы и т. д.
Гипербола — вид тропа, состоящий в преувеличении качеств, свойств, количества предметов и явлений: бездонная пропасть; Я жду уже целую вечность. «Редкая птица долетит до середины Днепра» (Гоголь Н. В.).
Гносеологический аспект мировоззрения—представления и суждения человека о познаваемости мира, о связи сознания и реальности, о соотношении субъективного и объективного, о законах и формах мышления и познания.