Добро пожаловать, приятного прочтения.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ КРАСНОРЕЧИЯ
на отношение человека к окружающей его объективной действительности и к самому себе; обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации, принципы познания и деятельности.
Многозначность слова — способность многих слов обозначать не одно, а несколько близких в каком-нибудь отношении понятий: забросать (цветами) выразить особое уважение, любовь', забросать (песком) засыпать', забросать (гранатами) уничтожить'; многозначность слова требует от говорящего внимательности, так как она может привести к положительному результату (игре слов, образности, подтексту и т. д.) и к отрицательному (двусмысленности).
Многословие — неумение оратора формулировать свои мысли лаконично, без лишних слов, ненужных оговорок и отступлений от предмета
речи, многословие резко снижает информативность и Бездейственность речи.
Морфологическая норма — языковая норма в области словоизменения: инженеры (а не инженера), хотим (а не хочем), обеими руками (а не обоими), три работницы (а не трое работниц) и т. д.
Морфология — грамматическое учение о структуре, формах изменения и классификации слов.
Монолог — обращенная к слушателям речь одного человека: характер лекции-монолога зависит от умения оратора пользоваться различными композиционно-стилистическими приемами изложения.
Мысленный эксперимент — композиционно-стилистический прием в лекторской речи, состоящий в том, что оратор предлагает слушателям вместе с ним проанализировать какое-либо умозаключение, мысленно проследить за развитием какого-либо явления и сделать нужные выводы.
Наглядность — один из принципов обучения, предполагающий использование таких фактов, примеров, аргументов, которые доступны непосредственному наблюдению, непосредственному восприятию органами чувств.
Наступательность речи — качество публичного выступления, отражающее активность, идейность, диалектпчность мышления оратора, его умение анализировать борьбу противоположных тенденций в жизни и активно способствовать победе нового, передового в идеологии, политике, производстве, воспитании и т. д.
Натуралистический аспект мировоззрения — естественнонаучный кругозор личности, ее способность ориентироваться в таких вопросах, как: что такое жизнь, как она возникла; что такое вселенная; как взаимосвязаны человек и природа и т. п.
Научная лексика — книжные и специальные слова (термины). свойственные языку научных работ: инфикс, парадигма, гипотаксис, метатеза (языковедение); нейтрон, мезон, позитрон, электрон (физика); рента, прибавочная стоимость (политэкономия) и т. д.
Научно-методическая лекция — предназначенное для лекторов публичное изложение советов о том, как популяризировать те или иные научные знания, как овладеть методикой лекционной работы.
Научно-популярная лекция — публичное изложение научных сведений с целью сделать пх доступными неспециалистам.
Научно-теоретическая лекция — публичное изложение научных сведений для достаточно подготовленных в профессиональном отношении слушателей.
Научность лекционной пропаганды — принцип лекционной работы, предполагающий опору на марксистско-ленинскую методологию, на диалектико-материалистическое понимание и разъяснение закономерностей развития природы и общества, оперирование объективной истиной, получаемой всеми общественными и естественными науками, а также использование научных данных в целях совершенствования методики лекционной пропаганды.
Нейтральная лексика — широко употребительные слова, обозначающие понятия и явления, но не передающие их оценки говорящим: работать (ср. трудиться, вкалывать), мальчик (ср. мальчишечка, мальчонка), хороший (ср. на большой, что надо), наш (ср. нашенский).
Неологизмы — слова и обороты речи, недавно появившиеся в речи: бамовцы, прилуниться, лавсан; молоткастый, серпастый (неологизмы В. В. Маяковского).
Неязыковые аспекты речевого мастерства — теоретические знания и навыки владения устным словом, охватывающие психологические, логические, социологические, педагогические, этические и другие стороны ораторского искусства лектора.
Обновление знаний — одна из важнейших характеристик эрудиции лектора (т. е. ширины и глубины его познаний), способность оратора постоянно обогащать свои знания, активно и гибко соотнося их с многообразной, постоянно изменяющейся практикой и требованиями лекционной пропаганды.
Обновление фразеологизма — намеренное авторское изменение устойчивого образного выражения, ведущее к возникновению контраста двух — старого и нового — значений: «Услужливый Троцкий опаснее врага» (Ленин В. И., 25, 312); «.