Добро пожаловать, приятного прочтения.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ КРАСНОРЕЧИЯ
Плеоназм — 1) стилистически значимое повторение близких по значению слов и оборотов- учить уму-разуму, отправиться в путь-дорогу, перспективы на будущее, целиком и полностью, идти пешком, курносый
нос и т. п.; 2) словесная избыточность, многословие, ненужное повторение сказанного: вновь возобновить работу, неженатый холостяк и т. н.
Повествование — композиционно-стилистический прием в лекторской речи, суть которого состоит в устной передаче каких-либо событий.
Повтор — повторение одного и того же слова или оборота с целью выделить, подчеркнуть существенное в речи: «Мы будем драться с вами и с вашим правительством за каждый кусок хлеба для рабочих и мелких служащих, будем драться за действительную помощь безработным, будем бороться против повышения налогов и за их снижение, будем бороться против вашего грабительского хозяйничанья в больничных кассах, будем сражаться за требования деревенской бедноты..., будем бороться за улицу, за свободу 1 печати, свободу собраний, свободу объединений, за свободу стачек для пролетариата; вашему полицейскому фашистскому террору мы противопоставим пролетарскую оборону» (Готвальд К.— Ор. рабоч. кл., 563).
Поговорка — устойчивое фольклорное выражение, содержащее эмоционально-образную характеристику какого-либо явления; поговорка в отличие от пословицы всегда выступает в речи как часть суждения (предложения) : (этот человек) не лезет за словом в карман; (он всегда) валит с больной головы на здоровую; «Честным борцам трудового народа Советская власть отдаст все до последней рубашки, но любителям легкой наживы — ничего» (Орджоникидзе С.— Ор. рабоч. кл., 367).
Подготовка лекции — работа лектора над конкретной темой, включающая сбор материала, определение цели выступления, разработку плана и композиции речи, оформление текста и т. д.
Подготовленность лектора — научная и методическая вооруженность оратора, являющаяся результатом постоянной, длительной предшествующей работы и позволяющая ему тратить минимум времени на подготовку, а иногда выступать без видимой подготовки, экспромтом.
Популярность — принцип лекционной пропаганды, состоящий в том, чтобы, не снижая идейно-теоретического уровня лекций, сдeлaть научные знания максимально доступными для всех категорий трудящихся.
Пословица — устойчивое фольклорное выражение, содержащее образно-эмоциональную характеристику жизненного явления и в отличие от поговорки выступающее в речи в качестве отдельного суждения: Как аукнется, так и откликнется, Жизнь прожить — не поле перейти; «Хныкать над тем, что в данном случае произошло несчастье, что где-то пришлось употребить жестокость, что совершены те или иные разрушения, Владимир Ильич не мог. Он сознавал, что рубит такой лес, при котором щепки не могут не лететь» (Луначарский А. В.— Ор. рабоч. кл., 419).
Посыл мысли — обращенность речи к слушателям, ее волевая направленность, отражающая стремление лектора добиться, чтобы его слушали, понимали и соглашались с ним, и потому говорящего энергично, убежденно и убедительно; посыл мысли является психологической предпосылкой полного восприятия речи слушателями.
Правдивость — принцип лекционной пропаганды, предполагающий освещение явлений, событий, фактов во всей их сложности и противоречивости, с партийных позиций, объективно, принципиально, без искажения действительной их сущности, без критиканства и нигилизма.
Предвосхищение вопросов и возражений слушателей — умение лектора, исходя из характера аудитории, реакции слушателей, ситуации лекционного общения, материала лекции, предвидеть, что может затруднить восприятие или вызвать несогласие с ним слушателей, и давать разъяснения по ходу выступления, не ожидая прямых вопросов.
Принципы лекционной пропаганды — основные методологические положения, вытекающие из марксистско-ленинского учения об обществе, на которых строится лекционная пропаганда в нашей стране; эти принципы включают: партийность лекционной пропаганды, ее научность, правдивость, массовость и дифференцированность, связь с практикой и популярность.
Притча — небольшой рассказ, иносказательно раскрывающий какой-либо важный моральный, эстетический, философский и т. д. принцип: «У дороги в ожидании — огромная толпа.— Кого вы ждете? — спросил мудрец.— Нам сказали, что здесь должна пройти Свобода.— Глупцы! Если вы не пойдете Свободе навстречу, не видать вам ее никогда.» (Родари Дж.).
Пропаганда — распространение и углубленное разъяснение научных и политических знаний, идей, учений среди широких масс трудящихся с помощью средств массовой коммуникации.
Простой^ план — последовательный, но без детализации, перечень основных вопросов, которые должны быть раскрыты в лекции.