Добро пожаловать, приятного прочтения.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ КРАСНОРЕЧИЯ
В).
Контекст — связный текст или фрагмент текста, относительно законченный в смысловом отношении и позволяющий определять конкретный смысл входящих в них элементов — слов и предложений.
Концовка лекции — композиционный ораторский прием; заключительный фрагмент речи, позволяющий «закруглить» ее, придать ей композиционную завершенность, законченность.
Красноречие — 1) ораторское искусство: судебное красноречие, лекционное красноречие, дипломатическое красноречие; 2) дар речи, речевая искусность, ораторский талант: Красноречие лектора увлекло слушателей.
Критерии овладения коммунистическим мировоззрением — свойства личности, позволяющие судить о том, в какой степени человек овладел научными взглядами на природу, общество и самого себя; к этим критериям относятся: глубокие, всесторонние и прочные знания; превращение знаний в убеждения; умение отстаивать и пропагандировать свои убеждения; оптимизм и гуманизм личности; коммунистическое поведение как результат убежденности; умение избегать ошибок в производственной и общественной деятельности, в повседневной жизни; восприимчивость к новым явлениям, умение улавливать тенденции развития
Крылатые слова — устойчивые обороты речи, имеющие, как правило, книжное происхождение и отличающиеся образностью и выразительностью: Свежо предание, да верится с трудом, Домоклов меч; перейти Рубикон и т.д.; «Нет сомнения, что социалистическая революция не может сразу быть преподнесенной народу в чистеньком, гладеньком, безукоризненном виде, не может не сопровождаться гражданской войной и проявлением саботажа и сопротивлением. И те, кто доказывает нам противное— те либо лгуны, либо человеки в футляре» (Ленин В. И., 35,240).
Культура мышления лектора — осознанное следование определенным принципам интеллектуальной работы, принципам, которые диктуются особенностями современного уровня научного, технологического, художественного и т. д. развития общества; к числу этих принципов относятся: постоянное расширение, углубление и обновление знаний; избирательное ограничение объема знаний; овладение диалектической логикой; умение по-новому видеть старое; компенсаторно-прогностический подход к проблемам; системный анализ явлений; умение сосредоточиться на узком
участке; сочетание понятийного (концептуального, научного) и образного (художественного) видения явлений; интеллектуальная терпимость; юмор.
Культура речи — 1) соблюдение языковых норм произношения, ударения, словоупотребления и построения высказываний; нормативность устной и письменной речи, выражающаяся в ее грамотности, точности, ясности, чистоте, логической стройности; 2) раздел языкознания, изучающий функционирование языка в обществе с точки зрения его нормативности и предписывающий правила (грамматические) пользования литературным языком.
Курсив — шрифтовое выделение (наклоном букв определенных очертаний) слов и предложений в тексте с целью обратить на них внимание читателя.
Лаконичность речи — качество публичной речи, отражающее способность оратора, оставаясь предельно понятным и ясным, говорить кратко, четко, следуя правилу: «чтоб словам было тесно, мыслям — просторно» (Некрасов Н. А.).
Лексика — совокупность всех слов языка.
Лексикон лектора — словарный запас оратора, в котором отражается степень овладения им лексическими богатствами литературного языка; богатство и разнообразие лексикона лектора — одна из предпосылок культуры и мастерства речи.
Лекционное красноречие—один из самых молодых и гибких, активно развивающихся массовых жанров ораторского искусства, одна из форм коммунистической пропаганды. Основные виды лекционного красноречия: а) лекции научно-теоретические, научно-популярные, научно-методические; б) кинолекция, лекция-концерт, лекция-экскурсия; в) лекция-информация, репортаж, беседа, воспоминание, инструктаж, показ и др.; г) цикловая лекция, вводная лекция, разовая лекция и т. д.
Лекция-беседа — публичное выступление лектора с активным участием слушателей в обмене мнениями.
Лекция-воспоминание — публичный рассказ об исторических (или менее значимых) событиях, участником или свидетелем которых был оратор.
Лекция-инструктаж — публичное выступление, преследующее цель теоретически подготовить слушателей к выполнению какой-либо работы.
Лекция-янформация — публичное сообщение о неизвестных слушателям фактах, явлениях, событиях без их комментирования.
Лекция-концерт — публичный рассказ, сопровождающий исполнение художественного произведения, например симфонической музыки.
Лекция-показ — публичный рассказ о методах и приемах работы, во-