Добро пожаловать, приятного прочтения.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ КРАСНОРЕЧИЯ
Риторическое восклицание — особо эмоциональное утверждение или отрицание, констатация какого-либо факта или мысли, сопровождаемые восклицательной интонацией. «О времена, о нравы'» (Цицерон); «Да не будет эксплуататоров и эксплуатируемых! Да не будет господства и рабства! Порядок в равенстве вместо беспорядка в подчинении!» (Либкнехт К — Ор. рабоч. кл 129—130).
Самобытность речи — своеобразие, индивидуальность, неповторимость выступления оратора как следствие отражения в нем качеств личности оратора и мастерского, творческого владения языком.
Сарказм — едко насмешливая, изобличающая характеристика человека или явления «Друзья мои! Вы не должны жаловаться — это бунт! Вы не должны сообща вырабатывать меры для того, чтобы положить предел своим страданиям — это заговор! Вы не должны извлекать на свет гнусности ваших господ — это клевета! Вы не должны брать своего — это воровство! Вы не должны ходить по земле, которая дана природой для всех — это попрание чужой собственности! Вы не должны просить милостыни— это бродяжничество. Таков закон о бедных, друзья!» (Джонс Э.— Ор. рабоч. кл., 47).
Связь с жизнью — принцип лекционной пропаганды, предполагающий единство теории и практики, пропагандистской и организаторской деятельности, направленность лекционной пропаганды на то, чтобы в совокупности с другими формами обучения, образования и воспитания трудящихся идеологически и теоретически обеспечить строительство коммунистического общества.
Синекдоха — замена одного слова или выражения другим на основе какой-либо количественной характеристики предмета речи: крыша над головой (вместо дом — замена названия целого названием части), в наших лесах водится белка (вместо белки — замена множественного числа единственным) и т. п.
Синонимы — близкие, но не тождественные по значению слова: Увеличиваться, усиливаться, повышаться, возрастать; большой, громадный, огромный, великий и т. д.
Синтаксис — 1) совокупность языковых правил построения словосочетаний и предложений; 2) раздел языкознания, изучающий эти правила.
Синтаксическая норма — языковая норма в области синтаксиса, т. е. грамматических правил построения высказывания: согласно приказу (а не согласно приказа), комиссия, направленная на завод или направленная на завод комиссия (а не направленная комиссия на завод) и т. п.
Системный анализ явлений — умение видеть и объяснять детали, частности, особенности, отдельные свойства вещей и явлений лишь в свете целого.
Слова-паразиты — слова и обороты (типа ну, вот, так сказать, это и т п), часто повторяющиеся, но не несущие никакой информации о предмете речи и потому засоряющие ее.
Словесная наглядность — живые образы и картины, создаваемые оратором с помощью языка в отличие от образов, воспринимаемых зрительно и с помощью других чувств; словесная наглядность достигается в лекции путем использования выразительно-изобразительных средств языка.
Сложный план — перечень вопросов, которые должны быть раскрыты в лекции, с детализацией, т. е. с выделением подпунктов в пределах основных вопросов.
Солецизм — нарушение в речи синтаксических правил языка или правил изменения слов: сколько время (вместо времени) и т. п.
Сочетание понятийного (научного) и образного (художественного) видения мира — особенность мышления человека, понимающего, что наука и искусство, являющиеся двумя формами познания мира, лишь совместно могут раскрыть перед человеком картину мира во всей его многогранности.
Сравнение — сопоставление двух предметов (или явлений) с целью охарактеризовать один из них, неизвестное, через свойства другого, известного быстр, как мысль; мчаться пулей; «Все силы международных капиталистов хотят нам дать этой весной последний бой. К счастью, это силы дряхлеющего, умирающего, безнадежно больного старика—международного капитализма» (Ленин В. И., 38, 248).
Стиль — совокупность отличительных черт (манер, поведения, приемов работы, речи, привычек и т.д.), позволяющих отличать и противопоставлять деятельность одного человека другому.
Стиль литературного языка — разновидность языка, характеризующаяся отбором таких средств из многообразных языковых запасов, которые наилучшим образом отвечают задачам общения между людьми в данных условиях; в соответствии с наиболее типичными ситуациями (условиями) общения в литературном языке различают пять основных стилей: научный, канцелярско-деловой, ораторско-публицистический, разговорно-бытовой, стиль художественной литературы.
Тавтология — функционально не оправданное, ведущее к многословию» повторение близких по значению слов и оборотов: мемориальный памятник, моя автобиография, семь человек комсомольцев.