Добро пожаловать, приятного прочтения.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ КРАСНОРЕЧИЯ
Просторечная лексика — слова и формы обиходного языка, нередко выходящие за пределы литературной нормы: ляжь (вместо ляг), инженера (вместо инженеры), зашкандыбать пойти прихрамывая, охмурять обманывать, башка голова и т. д.
Простота речи — умение говорить ясно и доходчиво, без усложнений и надуманных образов, ложного пафоса, туманных иносказаний, «так, чтобы произвести максимальное впечатление самой правды» (Луначарский А. В.).
Профессионализмы — слова и речевые обороты, характерные для языка людей определенных профессий: компас, кок, камбуз, склянки (в речи моряков); рубанок, фуганок, шерхебель (в речи столяров) и т. п.
Прямая речь — передача чужого высказывания с сохранением всех его особенностей, один из ораторских приемов диалогизации речи:
«Хорошо вы работаете,— говорит нам Горький, пощупав наш пульс,— а все-таки я прописал бы вам дозу порошков оптимизма». А мы: «Что же, брат-врач, готовь порошок!» (Луначарский А. В.— Ор. рабоч. кл, 434).
Психологическая пауза — 1) значимая пауза, роль которой заключается в эмоциональной интерпретации текста, в раскрытии подтекста, психологического движения мысли; 2) один из способов поддержания внимания слушателей, состоящий в том, что лектор вводит в речь материал (шутку, анекдот, этимологическую справку и т. д.), позволяющий слушателям отвлечься от основной темы, «передохнуть», чтобы затем вновь сосредоточиться на главном.
Радиолекция — лекция, читаемая по радио и потому имеющая ряд методических отличий от других видов лекций (в форме изложения, & объеме материала, по продолжительности и т. п.).
Разговорная лексика — общеупотребительные слова, характерные для устного бытового, неофициального общения: заскочить зайти при случае, брякнуть сказать невпопад, махнуть рукой потерять надежду; перестать заниматься чем-либо, трешка три рубля, «Комсомолка» «Комсомольская правда» и т. д.
Размышление — композиционно-стилистический прием в лекторской речи, смысл которого состоит в том, что лектор рассуждает вслух, не скрывая от слушателей своих раздумий, сомнений, противоречивого хода своих мыслей, как бы предлагая аудитории пройти вместе с ним путь,. ведущий к истине.
Разовая лекция — отдельное, не связанное с другими выступление, в рамках которого тема лекции должна быть раскрыта полностью.
Рассуждение — композиционно-стилистический прием в лекторской речи, состоящий в логически упорядоченном изложении мыслей, суждений, умозаключений с целью исследовать какой-либо вопрос.
Реплика — 1) ответ, возражение, замечание одного из участников диалога другому; 2) замечание слушателя с места, из аудитории непосредственно во время выступления оратора:
«К религиозным, чувствам надо относиться как к чувствам. Не все ведь ханжи Если бы все были ханжи, то и пропагандировать было бы нечего. Но есть люди, которые вполне искренне веруют в бога. Их просвещать надо1
С места. Атеизм — в основе программы комсомола!
М. И. Калинин. Это оке ясно, что основа — атеизм! Что же вы думаете, наша школа и наука отказались от атеизма? Нет, не отказались. Все дело в том, как подходить к пропаганде атеизма» (Калинин М. И.-— Советы партийному работнику. М., 1975, с. 241).
Ретардация — то же, что и задержание.
Реферат лекции — 1) краткое изложение основных положений прослушанной лекции; 2) письменное изложение содержания лекции при подготовке к выступлению.
Речь (в отличие от языка) — деятельность говорящего, звучащий язык.
Ритм речи — чередование ударных и безударных, долгих и кратких слогов и других языковых единиц, а также чередование пауз и звучания в публичной речи.
Риторика — 1) теория ораторского искусства: 2) в переносном значении: бессодержательность речи, скрываемая за ее внешней красивостью, за гладкостью, напыщенностью слога.
Риторический вопрос — вопрос, не преследующий цели получить ответ слушателей, направленный на утверждение какой-либо идеи или используемый в качестве средства усиления внимания аудитории. «Конечно, только энтузиазм способен на подвиги. При этом должны быть убежденность и доверие, ясность понимания пути и цели. Разве мы отступим перед нашей задачей, потому что она трудна? Ведь нам сияет звезда, указующая путь Море окутано мраком, чревато бурями и подводными камнями. Но разве мы откажемся от своей цели? Ведь мы идем к ней с открытыми глазами, мы обходим рифы, следуем намеченному курсу, стало быть, мы достигнем цели — вопреки всему!» (Либкнехт К.— Ор. рабоч. кл, 472).