Добро пожаловать, приятного прочтения.
КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ КРАСНОРЕЧИЯ
Такт лектора — одно из этических качеств оратора, выражающееся в уважительном и внимательном отношении к слушателям, в учете их возможностей восприятия материала разной сложности, их опыта, знаний, интересов, в умении и желании давать обстоятельные ответы на вопросы.
Тезисы лекции — краткое письменное изложение содержания каждого пункта плана подготавливаемого выступления.
Текст лекции — полное письменное изложение содержания подготавливаемой или прочитанной лекции.
Телевизионная лекция — лекция, передаваемая по телевидению и потому характеризующаяся своими методическими признаками, связанными с особенностями телеобщения со слушателем-зрителем, с отсутствием непосредственного контакта с ним, с широкими возможностями использования зрительной информации и т. д.
Тема — основная предметная область рассуждений оратора, в рамках которой он производит отбор жизненных явлений, подлежащих рассмотрению в лекции; исходный этап разработки цели, плана и композиции публичного выступления.
Тембр голоса — звуковая окраска, характерная как для типа голоса (баса, баритона, тенора и т. п.), так и для голоса отдельного человека, создающая те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки звучащей речи («веселый», «грустный», «обиженный» и др ).
Темп речи — скорость произнесения слогов, слов и предложений в публичной речи.
Терминологическая лексика — слова и речевые обороты, обозначающие понятия и явления той или иной сферы научного и практического знания: силлогизм, умозаключение, закон тождества, софизм (логика), атом, молекула, окись, валентность (химия) и т. п.
Точность речи — дельность, ясность, меткость, логическая убедительность, языковая завершенность и лаконизм публичного выступления.
Тропы — слова или речевые обороты, употребленные в переносном значении (сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы и т. д.).
Умение по-новому видеть старое — интеллектуальная зоркость лектора, характеристика его мышления, заключающаяся в способности подходить к привычным, знакомым, очевидным явлениям с новой меркой, открывая и в них неизвестные, скрытые, не замеченные ранее свойства.
Умение сосредоточиться на узком участке — одна из предпосылок эффективной интеллектуальной работы; способность направить все усилия на решение ближайшей задачи и не выходить за начертанный круг, не браться за другую проблему, пока не достигнута ближайшая цель.
Умолчание, или апофеоза — 1) речевой оборот, состоящий в недоговаривании, вызванном взволнованностью оратора или его желанием придать сказанному особый смысл; 2) включение в речь оборотов типа Я не буду говорить вам о том, что или Нет нужды напоминать, что с целью нейтрализовать то неприятное впечатление, которое может сложиться у слушателей из-за того, что лектор (хотя и по необходимости) повторяет хорошо известные факты или мысли.
Факты в лекции — конкретный материал (события, явления, даты, цифры, исторические, научные, бытовые и другие данные), на котором строится анализ в лекции и который используется для подтверждения или опровержения теоретических положений.
Фигуры — особые синтаксические конструкции, приемы синтаксического построения фразы в ораторской речи (инверсия, анафора, эллипсис, антитеза, параллелизм и др ).
Физиологическая пауза, или люфт-пауза,— незначимая остановка в звучащей речи для вдоха; люфт-паузы должны совпадать, по крайней мере в большинстве случаев, с другими, значимыми (грамматическими, логическими и психологическими) паузами.
Формирование коммунистического мировоззрения — одна из главных задач лекционной пропаганды, состоящая в выработке у слушателей системы научных знаний в натуралистической, гуманитарной и гносеологической областях
Фразеологизмы — устойчивые образные языковые обороты, входящие в лексику языка наряду со словами не солоно хлебавши; просить руки; из молодых, да ранний, мокрая курица; зарыть талант в землю; утереть нос и т п.
Фразовое ударение — выделение в произношении одного из речевых тактов (т. е. нескольких связанных по смыслу слов).
Функции лекционной речи — основные задачи, на решение которых направлена каждая лекция в отдельности и лекционная пропаганда в целом; эти задачи включают обучение и воспитание трудящихся, формирование у них коммунистического мировоззрения, сообщение вторичной информации и т д.
Характеристика — композиционно-стилистический прием в лекторской речи, состоящий в раскрытии отличительных свойств, положительных и отрицательных качеств человека или явления