Добро пожаловать, приятного прочтения.
П. С. Александров ВАЖНЕЙШИХ ПРЕДМЕТАХ ВОСПИТАНИЯ
Известный вопрос о таланте. Откуда он берется, в какой степени можно подменить его трудолюбием. Лектор подчеркивает, что творческое восприятие мира и собственной жизни не только доступно, но в юношеском возрасте свойственно каждому человеку Он приводит слова немецкого ученого Эрнста Кречмана, утверждавшего, что всякий юноша между 15 и 20 годами имеет психологию потенциально одаренного человека
Задача воспитания как раз и состоит в том, чтобы помочь ему развить эту одаренность. Лобачевский говорит, что гением быть нельзя, в этом заключается искусство воспитателя — открыть гения, обогатить его познания. (Под «гением» Лобачевский имел в виду то, что теперь называется одаренностью). «Если же одаренность только потенциальная, возрастная, которая присуща всем, тогда задача воспитания заключается в том, чтобы переключить ее в культуру, а следовательно, снова придать объективную ценность человеческому обществу».
И еще одна цитата из Лобачевского, которую можно обратить не только к воспитуемым, но и к воспитателям:
Теперь вступаете вы в свет новизны, и много различных впечатлений не дают места размышлению, но придет время, когда это близкое настоящее явится прошлым и будет подобно отражению предметов в воде. Тогда это воспоминание лет беззаботной юности предстанет перед вами, как образ совершенного счастья. Тогда вы вашего товарища по учению встретите как родного, в разговоре о вашей юности с благодарностью будете произносить имена ваших наставников. И дадите друг другу обещание следовать их примеру.
«Однако для того, чтобы обращаться с такими словами к студентам, нужно было иметь для этого право. А дается оно лишь тем, кто свято выполнял свою обязанность перед учениками. В чем эта обязанность — тема сегодняшней лекции. Во всяком случае, она не только в том, чтобы научить, но и в том, чтобы воспитать у всех этих молодых людей все лучшие качества и достоинства. Словно о наших учениках, Виктор Гюго говорил: «Это вечная весна, имя которой двадцать лет!» В эточ смысле педагогическая наша профессия особенно счастливая: она открывает нам секрет вечной молодости, действующий и в старости. Одни поколения сменяются другими, но мы всегда видим вокруг себя все те же молодые и радостные лица!
Если эту обязанность выполнять с таким же увлечением, как это делал Лобачевский все многие десятилетия своего преподавания в Казанском университете, если помнить слова ярославского учителя Балыкова, что только чувствами воспитываются чувства, тогда и мы сможем обратить слова Лобачевского к нашим студентам.
Нужды нет, что они сменяются так же. Они увлекаются своей наукой и увлекают своей юностью. И так же они играют в футбол перед всеми входами в университет, независимо от того, позволяют ля это все университетские власти, и все так же цветет и все так же плывет над миром эта вечная весна».
После лекции Павел Сергеевич Александров ответил на многочисленные вопросы. Приводим некоторые из этих вопросов и ответы на них.
— Какую роль в воспитании вы отводите самодеятельному искусству?
— Положительную, при условии, если это самодеятельное искусство будет находиться на уровне хорошего вкуса. Мне не нравятся самодеятельные эстрадные упражнения, но зато я видел хорошие театральные постановки. Будущее самодеятельного искусства — прежде всего в хорошо поставленном исполнении произведений доступных, здесь не нужно увлекаться трудными вещами.
— Как наука связана с политикой?
— Если в былые времена, когда Германия состояла из 300 маленьких княжеств, можно было и не интересоваться политикой, которая состояла во взаимоотношениях 297-го и 293-го из этих княжеств, то в наше время, когда политика касается всех проблем жизни и человечества, это практически невозможно. Я был бы очень рад не интересоваться политикой, но, как бы ни были привлекательны башни из слоновой кости, они не реальны.
—