Добро пожаловать, приятного прочтения.

П. С. Александров ВАЖНЕЙШИХ ПРЕДМЕТАХ ВОСПИТАНИЯ

                  Существует ли критерий возраста в науке?

                  Боюсь, что да, и боюсь, что я уже за пределами этого предела. Мудрый Саади говорил, что до 30 лет происходит накопление знаний, с 30 до 60 — это творчество, с 60—90 — срок на то, чтобы оставить свои творения.

Должен признаться, что у математиков самые яркие творческие идеи случаются до 30 лет. А странствовать надо начинать раньше, ведь потом все занимает работа — накопление опыта, знаний и техники. В математике положение особое: если в медицине, например, опыт неотделим от практической работы, то в нашей науке молодость имеет огромное преимущество.

                  Почему в университете так мало выделяют времени курсам этики и эстетики — эти курсы являются даже факультативными?

                  Я сторонник факультативных курсов и считаю, что если они интересно читаются, то, несомненно, привлекут к себе внимание. Оттого, что какой-то курс будет сделан обязательным, он не выиграет. И уж что касается таких предметов, как эстетика, то здесь нужно как можно больше показывать и как можно меньше наставлять, потому что нельзя рассказать «Мадонны» Рафаэля.

                  Признаете ли вы воспитательную роль христианской философии?

                  Исторически объективно, что религия как большой фактор человеческой культуры все-таки отошла в прошлое. Мы знаем готическую архитектуру, которая является одним из высших достижений человеческого творчества и выходит за пределы собственно церковной архитектуры, мы знаем замечательные произведения живописи на религиозные сюжеты, живописи эпохи Возрождения, мы знаем, что церковно-религиозную музыку писал Бах,— и я утверждаю, что все это нужно расценивать как фактор культуры. И не нужно это относить только к прошлому, потому что это относится и к предмету моей сегодняшней лекции. Между прочим, если существенным элементом культуры является знакомство с греческой мифологией, то также не бесполезно и знание библейской истории. И хотя никакой актуальности она для молодежи не имеет, но тем не менее каждый по-настоящему образованный человек не может, на мой взгляд, не знать ее.

                  Как связана культурная ценность человека с его одаренностью и профессиональными способностями?

                  Культура есть нечто большее,- и, если вдруг окажется, что вы не можете доказать теорему, то это вовсе не значит, что вы менее ценный член общества. Когда я поступал в университет, то имел совершенно твердое намерение после окончания преподавать в средней школе. Но судьба сложилась так, что я преподаю в университете, хотя и не считаю, что здесь элемент творчества больший, чем в школе. Плохо только, когда действительное содержание жизни подменяется готовыми формами, когда, например, считается, что надо защитить кандидатскую диссертацию, чтобы вас считали серьезным человеком.

                  Не страшит ли вас образ гармонически развитой личности, которую вы считаете идеалом? Не страшит ли она вас своей гармоничностью?

                 

Оглавление