Добро пожаловать, приятного прочтения.
П. С. Александров ВАЖНЕЙШИХ ПРЕДМЕТАХ ВОСПИТАНИЯ
Существует ли критерий возраста в науке?
— Боюсь, что да, и боюсь, что я уже за пределами этого предела. Мудрый Саади говорил, что до 30 лет происходит накопление знаний, с 30 до 60 — это творчество, с 60—90 — срок на то, чтобы оставить свои творения.
Должен признаться, что у математиков самые яркие творческие идеи случаются до 30 лет. А странствовать надо начинать раньше, ведь потом все занимает работа — накопление опыта, знаний и техники. В математике положение особое: если в медицине, например, опыт неотделим от практической работы, то в нашей науке молодость имеет огромное преимущество.
— Почему в университете так мало выделяют времени курсам этики и эстетики — эти курсы являются даже факультативными?
— Я сторонник факультативных курсов и считаю, что если они интересно читаются, то, несомненно, привлекут к себе внимание. Оттого, что какой-то курс будет сделан обязательным, он не выиграет. И уж что касается таких предметов, как эстетика, то здесь нужно как можно больше показывать и как можно меньше наставлять, потому что нельзя рассказать «Мадонны» Рафаэля.
— Признаете ли вы воспитательную роль христианской философии?
— Исторически объективно, что религия как большой фактор человеческой культуры все-таки отошла в прошлое. Мы знаем готическую архитектуру, которая является одним из высших достижений человеческого творчества и выходит за пределы собственно церковной архитектуры, мы знаем замечательные произведения живописи на религиозные сюжеты, живописи эпохи Возрождения, мы знаем, что церковно-религиозную музыку писал Бах,— и я утверждаю, что все это нужно расценивать как фактор культуры. И не нужно это относить только к прошлому, потому что это относится и к предмету моей сегодняшней лекции. Между прочим, если существенным элементом культуры является знакомство с греческой мифологией, то также не бесполезно и знание библейской истории. И хотя никакой актуальности она для молодежи не имеет, но тем не менее каждый по-настоящему образованный человек не может, на мой взгляд, не знать ее.
— Как связана культурная ценность человека с его одаренностью и профессиональными способностями?
— Культура есть нечто большее,- и, если вдруг окажется, что вы не можете доказать теорему, то это вовсе не значит, что вы менее ценный член общества. Когда я поступал в университет, то имел совершенно твердое намерение после окончания преподавать в средней школе. Но судьба сложилась так, что я преподаю в университете, хотя и не считаю, что здесь элемент творчества больший, чем в школе. Плохо только, когда действительное содержание жизни подменяется готовыми формами, когда, например, считается, что надо защитить кандидатскую диссертацию, чтобы вас считали серьезным человеком.
— Не страшит ли вас образ гармонически развитой личности, которую вы считаете идеалом? Не страшит ли она вас своей гармоничностью?
—