Добро пожаловать, приятного прочтения.

П. С. Александров ВАЖНЕЙШИХ ПРЕДМЕТАХ ВОСПИТАНИЯ

 

Академик Павел Сергеевич Александров — математик, профессор Московского университета Лекцию «О важнейших предметах воспитания» он прочел в Актовом зале МГУ на Ленинских горах весной 1967 года Его выступление вызвало огромный интерес университетской публики, что объяснялось как вечной актуальностью темы, так и авторитетом лектора — замечательного человека и ученого Выбор темы лекции не был случайным. Настоящего ученого, а тем более ученого-преподавателя не могут не волновать судьбы науки, судьбы общества, судьбы страны, которые завтра будут определяться сегодняшними школьниками и студентами Но был и еще один повод для выступления математика с лекцией о проблемах воспитания в апреле 1828 года речь «О важнейших предметах воспитания» произнес великий русский математик Николай Иванович Лобачевский «Мое выступление сегодня,— сказал академик П С Александров,— прошу рассматривать только как опыт современного комментария к этому, как мне кажется, замечательному произведению Лобачевского»

Реферат лекции П С Александрова был подготовлен специальным корреспондентом журнала «Наука и жизнь» В Никулиным.

Сущность идеала коммунистического общества, к которому мы стремимся, состоит в полном развитии личности, в ее плодотворном взаимодействии с обществом.

«Принцип «все для одного, один для всех»,— говорит академик Александров, — имеет то содержание, что общество всеми своими возможностями, всей своей культурой, которая в нем сосредоточена, идет на помощь всем и каждому для возможно более полного раскрытия его способностей. С другой стороны, каждый отдельный человек все свои возможности, весь свой внутренний мир — весь микрокосм, который слагает человеческую личность, — не держит в закромах своей души, а несет своим ближним и этим обогащает общество, всю бесконечную сокровищницу человеческой культуры.

Итак, две стороны вопроса: личность как член общества и личность как микрокосм, как мир собственных эмоций, возможностей, сил

Лобачевский в своей речи говорил: Жить — значит чувствовать, наслаждаться жизнью, чувствовать непрерывно новое, которое напоминало бы, что мы живем...

Основная идея здесь — не проходите мимо того богатства, которое вас окружает, дарует вам жизнь, природа, искусство.

Именно им — этим важнейшим компонентам нашей биологической и социальной жизни — принадлежит значительная доля всеобщего воспитания.

И наука, и искусство, и вообще всякое человеческое творчество есть явление социальное.

Кто-то сказал, что даже большой писатель вряд ли написал бы за свою жизнь что-нибудь стоящее, зная наверняка, что его произведение не будет иметь читателей. Точно так же инженер не станет придумывать машины, которым не суждено быть хотя бы предметом разговоров, а спортсмен никогда не побьет рекорда, имея перед собой лишь планку, которую надо преодолеть Во всем этом скрыт очень тонкий механизм наших связей с обществом, который, безусловно, еще ждет своих исследователей. Для наших дней очень важно воспитательное значение этого механизма. Когда он разлажен, человеческий организм не получает необходимого импульса о запросах общества, нет и обратного: удовлетворения этих запросов.

Иллюстируя эту мысль, академик Александров как бы предлагает поставить гипотетический опыт: поместить человека на какую-нибудь другую планету Даже снабженный всеми внешними атрибутами для своего творчества, он не мог бы стать творческой личностью По мнению лектора, ничто не изменилось бы, имей он даже около себя небольшой круг близких.

П. С. Александров замечает, что эту лекцию он читает в Актовом зале Московского университета, и читает ее прежде всего для студентов (в зале их действительно большинство).

«Воспитанию студенчества отводится много места в нынешней педагогической науке. Здесь не нужно забывать только о тех удивительных качественных переменах, которые происходят со вчерашним школьником, когда он становится студентом, когда вдруг открылись для него совершенно новые возможности, когда человек впервые почувствовал себя взрослым, с новым чувством ответственности, с новыми дружескими связями, в новой среде, которая должна быть для молодежи действительно высшей школой

Я не устаю повторять, — говорит далее лектор, — что университет существует для студентов и сотрудники его, начиная с канцелярии и кончая всеми остальными, должны об этом

помнить. Между тем иногда создается впечатление, что студенты существуют лишь для поддержания собственной дисциплины.

Оглавление