Добро пожаловать, приятного прочтения.
Б. В. Гнеденко НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС И МАТЕМАТИКА
Теория информации зародилась в работах крупного нашего специалиста академика В. А. Котельникова. Для выявления возможностей передачи информации по каналам он тогда впервые вывел формулу, которая послужила впоследствии основой для специальной науки — теории передачи информации. Теперь эта область математической и в то же время технической науки превратилась в одну из ведущих областей современной науки, которую широко используют и инженеры, и лингвисты, я биологи, и медики, и экономисты. Я не знаю ни одной области человеческого знания, где теория информации не использовалась бы в той или иной степени.
Вторая область знания — теория массового обслуживания — возникла в связи с передачей информации по проводам: когда по одному и тому же каналу связи нужно было передавать несколько сообщений, появлялась очередь на передачу. Как сказывается наличие очередей на пропускной способности системы? Тогда, в тридцатые годы, возникла необходимость решения подобных же задач в промышленности. Именно в ту пору от обслуживания одного станка происходил переход к обслуживанию рабочим многих станков. Проблемы многостаночного обслуживания потребовали решения новых, чисто математических проблем <...>
Непосредственно перед войной выяснилось, что задачи, возникшие в телефонном деле, оказались необходимыми для решения проблем ядерной физики. Во время войны оказалось, что эти проблемы играют первейшую роль и в задачах обороны.
После войны стало ясно, что эти вопросы возникают в медицинском обслуживании, в организации работы больниц и поликлиник, в расчете числа коек в больницах, числа причалов в морских портах, в организации транспорта внутри города
С одной стороны, математические методы широко использовались практиками, с другой — практики ставили перед математикой новые проблемы И эти новые проблемы вызывали к жизни новые теории.
Естественно, вас может интересовать и такой вопрос Находится ли советская математика на должном уровне, чтобы справляться с той массой новых проблем, которые каждый день ставит перед неп социалистическая практика? Выдерживает ли советская математика сравнение по своим силам, возможностям, результатам с тем, что имеется во всем остальном мире?
Мы с гордостью можем заявить, что советская математика занимает почетное место и по крайней мере делит первое и второе места в мире с самыми передовыми в научном отношении странами Если до революции русские ученые ездили учиться в другие страны, то сейчас стало правилом, что к нам в страну приезжают учиться математике, получать новые импульсы для математического творчества. И мы каждый год принимаем у себя аспирантов, стажеров, многих ученых не только из социалистических, но и из капиталистических стран И те, кто к нам приезжает, желают к нам приехать еще и еще раз.
Это не значит, что нам самим учиться уже нечему. Нам тоже всегда есть чему учиться. Мы люди не гордые и считаем, что если мы узнаем больше, то от этого будет только польза.
А откуда идет пополнение советской науки? Кто входит вновь в науку, из каких слоев советского общества?
Я в течение многих лет был председателем экзаменационной комиссии по математике в Московском университете. «Через мои руки» проходили тысячи молодых людей И думаю, что будет небезынтересно знать, что лучшие молодые люди приходят не только из больших городов. Имеются блестящие математики, которые учились в деревне, в рабочих поселках. Мы их с удовольствием принимаем, многие из этих молодых людей стали превосходными учеными, которые в настоящее время вошли в мировую науку. Например, с Кубани лет 20 назад пришел к нам юноша, сейчас это крупный ученый, научный сотрудник математического института имени Стеклова И таких примеров можно привести много.
Все группы нашего населения: рабочие, колхозники, служащие дают достойное пополнение нашей науке. Но нам нужны сейчас ученые не только в области теоретической науки. Нам
нужны ученые, которые ставили бы практику в основу своего творчества. Кроме того, мы хотим понять с помощью математики, как протекает творчество, выяснить причины, почему наука идет в одном направлении, а не в другом? Над всем этим мы думаем, и будем рады, если ваши сыновья и дочери или же вы сами придете к нам учиться. А если из тех, кто к нам придет учиться, воспитаются серьезные ученые, то мы будем счастливы вдвойне.
Разрешите пожелать вам самых больших успехов и в вашей личной жизни, и в работе всему вашему коллективу!
Разрешите вам пожелать, чтобы советские автомобили с каждым годом улучшались и чтобы вы получали большое удовлетворение как от отлично выполненной работы, так и от того нового, что вам удастся внести в технологию и организацию труда. [Аплодисменты].