Добро пожаловать, приятного прочтения.

К читателю

С основными принципами коммунистической пропаганды, с научными основами чтения публичной лекции, с требованиями, предъявляемыми к языку и стилю устного выступления, слушатели школ молодого лектора могли познакомиться по книге «Лекторское мастерство» Это пособие содержит по преимуществу теоретические сведения о том, какой должна быть массовая публичная лекция.

Однако не менее важен, не менее действен и другой подход. Речь идет о практическом ознакомлении молодого лектора с лучшими публичными выступлениями выдающихся ораторов прошлого и настоящего. Дать ему в руки материал для анализа, размышления над проблемами искусства публичной речи, в частности лекции,— в этом цель хрестоматии.

Разумеется, письменный текст не сохраняет многих достоинств некогда звучавшей речи. Мы не слышим ораторской интонации, не ощущаем атмосферы живого, непосредственного общения слушающих и говорящего, не знаем, какова была реакция публики. И все же письменный вариант речи доносит до нас очень многое. По нему мы можем судить о глубине, силе и оригинальности идей оратора, о логике развития его мысли, о языковом мастерстве, композиции речи и других ее свойствах. Если всесторонне проанализировать тексты речей выдающихся ораторов прошлого или наших современников, то можно получить достаточно полное представление о многих слагаемых лекторского мастерства. Однако такой анализ представляет известную трудность, ибо для того, чтобы искать в тексте лекции

нечто поучительное, нужно знать, как и что искать. Поэтому работа с хрестоматией предполагает как знание теоретических вопросов красноречия, так и осмысленное, методически нацеленное вчитывание в тексты лекций и других публичных выступлений, включенных в эту книгу.

Работать над текстами можно и самостоятельно, и под руководством лектора-методиста. В целях облегчения анализа публикуемые в хрестоматии лекции сопровождаются практическими заданиями, в совокупности охватывающими основную проблематику методики чтения лекций.

Определенную помощь пропагандисту призван оказать словарь терминов с их краткими толкованиями. В него включены не только термины, которые использованы в заданиях к текстам лекций, но и многие другие, часто встречающиеся на страницах пособий по теории публичной речи, и, в частности, по методике лекционной пропаганды.

Хрестоматия состоит из двух разделов. В первый включены тексты речей В. И. Ленина и других выдающихся деятелей Коммунистической партии, изучение которых представляет огромный интерес для любого лектора, ибо в них ярко раскрыты основополагающие принципы советского ораторского искусства, воплощены его лучшие качества: партийность, коммунистическая идейность, научность, наступательность и оптимистичность, глубокая связь с жизнью и интересами народа, убедительность, ясность мысли и слова.

После текстов выстзтшений приведены списки литературы в помощь самостоятельной работе читателей по изучению содержания трудов советских политических ораторов, а также их лекторского мастерства.

Второй раздел составляют тексты лекций. Они подобраны с учетом разнообразия тематики публичного выступления, индивидуальных особенностей оратора, жанра лекции, характера оформления материала. Раздел открывается лекцией Владимира Ильича Ленина «О государстве», ярко и полно отражающей все особенности живого слова великого оратора революции. Затем следуют четыре лекции на темы воспитания и образования. Обратим внимание читателя хрестоматии на то, что две из них — лекции Н. И. Лобачевского и П. С. Александрова — особым образом взаимосвязаны: первая послужила поводом для произнесения второй. Это обстоятельство, по нашему мнению, представляет особый интерес для молодого лектора, ибо позволяет, во-первых, проследить живую связь содержания выступления со временем и, во-вторых, познакомиться с приемом комментирования, играющим важную роль в лекционной пропаганде.

Заключают второй раздел хрестоматии пять лекций на естественнонаучные темы.

[1]234
Оглавление