Добро пожаловать, приятного прочтения.
К читателю
Каждое из включенных в хрестоматию публичных выступлений сопровождается указанием на источник его перепечатки. В ряде случаев после текста даются необходимые примечания и пояснения. Некоторые из речей сокращены составителем. В таких случаях пропуск части текста отмечается многоточием в угольных скобках: <...>.
Изучение теории ораторского искусства, ознакомление с опытом выдающихся лекторов могут дать положительные результаты лишь в том случае, когда получаемые знания будут подкрепляться собственной практикой публичных выступлений, вдумчивым перенесением в эту практику всего лучшего, что рекомендовано теорией и накоплено опытом советской лекционной пропаганды.
Совершенствование теоретических знаний в области методики устной пропаганды, анализ опыта других лекторов, собственная практика, подкрепляемая строгим «саморецензированием»,— вот основные пути, ведущие к овладению лекторским мастерством. Книга предназначена прежде всего для того, чтобы облегчить начинающему лектору следование по пути изучения чужого опыта. Но подобное немыслимо, если не сопровождается углублением теоретических знаний, и бесплодно, если не преследует цели использовать имеющийся опыт на практике. И хрестоматия дает возможность лектору приблизиться к решению этой триединой задачи.
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к примеру. Давайте вместе проанализируем основные особенности замечательной речи В. И. Ленина «Что такое Советская власть?», являющейся блистательным образцом пролетарского красноречия. В ней практически глубоко воплощены теоретические основы ораторского искусства, достигнуто слияние жизненно важной идеи, актуального содержания с отточенной композиционной и языковой формой, и потому она служит прекрасным уроком для каждого, кто хочет овладеть искусством яркого и действенного публичного слова.
Речь В. И. Ленина «Что такое Советская власть?» произнесена в конце марта 1919 г. Она входит в число тех выступлений Владимира Ильича, которые были им подготовлены для записи на граммофонные пластинки в 1919—1920 гг. Речь эта, предназначенная для массового прослушивания, пользовалась огромной популярностью, о чем свидетельствовали десятки тысяч расходившихся по стране пластинок с ее записью. Часто звучит она и в наши дни, ибо доносит до нас вечно живую мысль и живой голос Ильича. Тогда же, в первые трудные годы становления Советского рабоче-крестьянского государства, эта речь звучала особенно актуально и остро, ибо власть Советов была невиданным, небывалым делом в истории человечества, и потому сущности ее многие не могли понять.
Речь начинается двумя вопросами 2. Цель обращения в вопросительной форме заключается в том, чтобы дисциплинировать аудиторию и привлечь внимание слушателей (вопросительная интонация всегда заставляет человека собраться, сосредоточиться) Одновременно вопросы позволяют сформулировать и тему выступления. Конечно, оратор мог бы начать свою речь и иначе — в повествовательной форме, например так: Я хочу рассказать вам о сущности Советской власти. Но в данном случае В. И. Ленин избирает иной путь, иной зачин. Он как бы подхватывает повсеместно звучащий вопрос, включаясь в коллективное обсуждение жгучей проблемы, но делает это по-своему — ясно и четко, разделяя ее на две части: что такое новая государственная власть в России и в чем ее сущность?
Вопрос в публичной речи, обращенный к слушателям, но не преследующий цели получить от них прямой ответ, в теории ораторского искусства называется «риторическим вопросом». Этот классический ораторский прием использовался во все эпохи развития красноречия. В этом плане не случаен он и в речи В. И. Ленина. Однако здесь он не искусствен, а подсказан самой жизнью, теми бурными и многообразными спорами, дискуссиями, столкновениями мнений и взглядов, надежд и опасений, которые сопровождали рождение и укрепление Советской власти.
Собственно начало речи, начало раскрытия темы — третье предложение текста (Сущность ее, привлекающая к себе рабочих каждой страны...). Это предложение содержит вместе с тем и ответ на второй вопрос, заданный В. И. Лениным. Ответ же на первый помещен в конце речи (последний абзац текста). Таким образом, складывается следующая схема соотношения вопросов, прозвучавших в начале выступления, и прямых ответов на них:
Закономерно или случайно такое расположение ответов? Случайным оно может показаться лишь на первый взгляд. Если же вспомнить, что существует ораторское правило (так называемый психологический «закон края»), согласно которому наиболее важную информацию следует давать в начале и в