Добро пожаловать, приятного прочтения.

К читателю

или Даже в самой демократической, даже в самой свободной республике...).

В небольшом по объему ленинском выступлении широко и целенаправленно используются выразительные возможности языка. Особенно часто В. И. Ленин прибегает к повтору — стилистическому приему, подчеркивающему ключевые понятия и облегчающему восприятие мысли. Таковы следующие ленинские обороты речи: ..только рабочие, только трудящиеся крестьяне, исключая эксплуататоров...; ..слово «Совет» стало не только понятным, стало популярным, стало любимым для рабочих...; Но зато она дает возможность переходить к социализму. Она дает возможность подняться тем, кого угнетали...; ..все управление государством, все управление хозяйством, все управление производством. Казалось бы, повторение одних и тех же слов только удлиняет речь, особенно такого типа, которую нужно уложить в три минуты звучания пластинки. И В. И. Ленин очень радовался, когда произнесенная им речь точно соответствовала этому времени. К чему же повторы?

Но достаточно вдуматься в ту роль, которую они играют в речи, чтобы понять, почему оратор не отказался от них. Ведь именно повтор из гущи слов поднимал на поверхность те понятия, которые должны были в первую очередь дойти до сознания слушателей. Особенно рельефно это вырисовывается в следующей фразе: брать все больше и больше в свои руки все управление государством, все управление хозяйством, все управление производством. «На плечах» трижды повторенных слов все управление отчетливее видны ключевые понятия государство, хозяйство, производство, за которыми стояли ключевые проблемы того времени: укрепление политической власти, восстановление разрушенного войной хозяйства, налаживание производства.

В речи «Что такое Советская власть?» легко прослеживаются и другие приемы усиления выразительности и действенности слова, например:

отрицательное сравнение: Советская власть не чудесный талисман;

антитеза: Она не излечивает сразу от недостатков прошлого... Но зато она дает возможность переходить к социализму;

градация: Советская власть неминуемо, неизбежно и в недалеком будущем победит во всем мире; ..от недостатков прошлого, от безграмотности, от некультурности, от наследия дикой войны, от наследия грабительского капитализма;

эллипсис: Советская власть есть путь к социализму, найденный массами трудящихся и потому — верный и потому — непобедимый.

Речь В. И. Ленина «Что такое Советская власть?» — яркий образец нового, пролетарского ораторского искусства. Глубина и ясность мысли, идейность и наступательность, композиционное совершенство, лаконичность, выразительность языка — вот в чем ее достоинства. Этот пример еще раз подчеркивает, как необходимо молодому лектору изучать ораторское наследие В. И. Ленина, его соратников и последователей.

Не менее важно для пропагандиста вдумчиво изучать творческое наследие выдающихся ученых — популяризаторов науки. Наша страна дала миру замечательную плеяду лекторов, достигших вершин ораторского искусства в популяризация знаний. Выдающимися лекторами были, например, М. В. Ломоносов, Т. Н. Грановский, В. О. Ключевский, Н. И. Лобачевский,

Д. И. Менделеев, И И Мечников, А. Г Столетов, П. Н. Лебедев. Великолепно читали лекции К. А Тимирязев, С. И. Вавилов, А. А. Ухтомский, О. Ю. Шмидт, А. А. Богомолец, А. Н. Северцов, А С Макаренко и другие яркие представители отечественной науки и культуры Их дело продолжают многие ученые, писатели, педагоги наших дней.

Овладение лекторским мастерством поможет пропагандисту с наибольшей отдачей сил, с наибольшей эффективностью участвовать в выполнении намеченной XXV съездом Коммунистической партии Советского Союза программы дальнейшего углубления всей идейно-воспитательной работы в нашей стране Выполнить эту благородную задачу можно лишь в том случае, если вкладывать в лекционную пропаганду все свои знания, все умение убеждать, всю силу души

 

123[4]
Оглавление