Добро пожаловать, приятного прочтения.

III НЕСТИ СВОИ ЗНАНИЯ В НАРОДНЫЕ МАССЫ, ПОВСЕДНЕВНО УЧАСТВОВАТЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ — ДОЛГ КАЖДОГО УЧИТЕЛЯ

 

Теперь остановлюсь на вопросах общественной жизни. Тут важно, чтобы учитель близко подходил к людям, к действительности, научился бы разбираться и в местной обстановке. Разумеется, было бы идеально, если бы все наши учителя и другие наши кадры интеллигенции полностью овладели марксизмом-ленинизмом. Но будет неплохо, если они будут знать даже хотя бы общие основы этой теории. Это уже неплохо — и для коммунистов и для беспартийных. Я ручаюсь, что некоторые беспартийные лучше знают марксизм-ленинизм, чем партийцы. Правда, их немного. Тут надо научиться по-марксистски подходить к явлениям местной жизни, правильно их анализировать. Между тем в докладах, которые вы делаете перед населением и о которых вы тут рассказывали, совершенно отсутствует местная жизнь. Вот сколько человек тут ни выступало, ни один не сказал, что ему приходилось выступать с докладом о местном явлении Ведь люди родятся, умирают, женятся, свадьбы играют. Масса общественных явлений... Разве нечего сказать или нельзя говорить об этом? Разве поводов мало?

Колхозное строительство, развитие хозяйства — все это будит мысль колхозника, связывает ее с широкими общественными задачами. Материала для докладов, полных интереса, более чем достаточно <...>

Главным же образом учитель может помочь крестьянину в культурной области.

Понятие о культуре очень широко — от умывания лица до последних высот человеческой мысли. И, представьте, здесь более чем где-либо легко соскользнуть на обывательщину. Чистота рук, опрятность в одежде, необходимый комфорт в квартире и т. п. — все это признаки культурности населения. Общественные собрания, драмкружки, вечера с танцами и т. д. — признаки общественной культуры. Коммунисты в них участвуют, справедливо рассматривая их как факторы культурного развития. Но все это может превратиться и в обывательское времяпрепровождение И вот, чтобы видеть водораздел между обывательщиной и действительно культурным развитием, требуется значительная культурность и политическое чутье. Марксист на эти достижения смотрит, как на средство, на новую ступеньку для продвижения вперед. А для обывателя — это самоцель, он стремится свое достижение стабилизировать, он становится рабом данной обстановки, укрепляя и соответствующую мораль, усыпляя мысль. С этим надо бороться.

Поэтому желательно, чтобы вы при проведении культурной работы вносили в нее общественно-государственные элементы, политику вносили, а то ваша культура потеряет ориентацию и приобретет характер так называемой «уездной культуры», потеряет связь с общегосударственной культурой, с общегосударственными культурными запросами.

Культурное дело, которое вы ведете, надо связывать с общесоциалистическим строительством, чтобы человек не изолированно думал. Обыватель — это человек, отрывчато, изолированно думающий, не связывающий себя ни с чем и ни с кем.

Эта работа очень трудная. Это очень трудная и тонкая работа в том отношении, что самому нужно быть культурным. Тут все равно как в музыке. Музыкант фальшивую ноту уловит в оркестре, а для меня целая фальшивая гамма будет незаметна, так как я в музыке не понимаю. Когда чувствуешь фальшивую ноту, нужно ее исправлять.

 

IV. УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ВКЛАДЫВАТЬ В СВОЮ РЕЧЬ ЖИВУЮ ДУШУ И МЫСЛЬ

Товарищи, я не знаю, как у вас вчера шло заседание Но вот сегодня незаметно у вас обмена мнениями — все лишь отдают отчет о своей работе, некоторые приукрашают ее. Разве для того вы здесь собрались, чтобы каждый сделал более или менее обыкновенный отчет? А получается именно так, что одна школа похожа на другую и люди тоже похожи один на другого. А я думал, что вы собрались здесь, чтобы «подраться».

Почему вы, когда рассказываете, то стремитесь говорить готовыми формулами? Вы же учителя, вы русский язык знаете. А знаете, что значит говорить готовой фразой? Это значит, что ваша мысль не работает, а работает лишь язык. Готовой фразой вы впечатления на людей не произведете. Не произведете потому, что ее и без вас знают. Вы опасаетесь, что если по-своему скажете, это будет не столь красиво. Ошибаетесь. Она лучше будет слушаться, ее доходчивость больше.

У вас в действительной жизни — большая связь с крестьянством, с населением. Но когда вы рассказываете о ней, то эта связь выглядит, как какая-то «техническая» связь: столько-то собраний устроили, столько-то бесед провели. Как будто вы не о жизни говорите, а о «технике» сношений между крестьянством и учительством. А ведь вы не только на собраниях и во время бесед встречаетесь с людьми. Надо говорить о содержании ваших сношений с населением.

[1]23
Оглавление