Добро пожаловать, приятного прочтения.
III НЕСТИ СВОИ ЗНАНИЯ В НАРОДНЫЕ МАССЫ, ПОВСЕДНЕВНО УЧАСТВОВАТЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ — ДОЛГ КАЖДОГО УЧИТЕЛЯ
Эти сношения имеют и политическую и психологическую и другие стороны, которые проявляются в нормальной человеческой жизни. Но в вашем изложении нет этой тесной, органической связи. Может быть, я стал слишком стар и потому не могу ее уловить? Но ни одного звука я не слышал, в чем у вас трудности, что и где вас жмет. Вы только повторяете готовые фразы. Это формализирует речь. Каждый должен стремиться говорить своим языком, языком, какой ему мать дала. Самый лучший язык — материнский язык, поверьте моей совести. Мы говорим: учитель, учитель, великое дело быть учителем. И это правильно. Но что же будет, если учитель станет преподносить людям только готовые формулы?
Вы вот, последний из говоривших товарищей, работаете в деревне, как будто довольны своим положением, вы рисовали дело так, что очень хорошо теперь живете. Но вот, мне кажется, если прочесть стенограмму вашей речи, то люди будут мало верить тому, что вы говорили. И не потому, что это неправильно, не потому. Во-первых, скажут, что товарищ немного себя хвалит. Проскальзывает: я то-то и то-то сделала. Как только почувствуют люди, что кто-нибудь себя немного хвалит и выдвигает, так настораживаются. Я вам скажу прямо: у вас было много красивых слов, а души не чувствовалось. В ваших словах не чувствовалось души. Этим я вовсе не хочу сказать, что у вас души нет. Ничего подобного. Я хочу сказать только вот что: то внутреннее состояние, которое у вас действительно есть, вы стремитесь выразить ходячими формулами. Внутренние же чувства живой человек изливает обыкновенно своим, простым словом, не прибегая к готовым формулировкам. Поэтому, когда грамотный человек прочтет вашу стенограмму, то он подумает — искусственность. Искусственность. Нет естественного внутреннего состояния. Много слов, горячих слов, слов, говорящих о том, что удовлетворены работой, увлекаетесь этой работой, а слова неубедительны, потому что они не собственной обработки, а готовые. Поняли? Скажите, вру я или нет? Искусственно ведь у вас получается? (С места: «Правильно».)
Вот представьте себе, что с таким изложением, с таким докладом перед народом выйдут и будут говорить. Как вы думаете, что получится? Вас послушают и уйдут, даже вопросов не задавши, а если зададут, то мало.
Поэтому первое, что требуется от учителя, это собственный, матерью данный стиль речи. Изучай грамматику, чтобы речь была правильна, но говори естественным, обыкновенным языком.
Я должен сказать, что учительская работа — одна из самых трудных работ. Мне даже кажется, что учителем надо родиться. Я говорю об учителе в подлинном смысле этого слова. Иные люди много знают. Я знаю много людей, которые великолепно владеют предметом, а если назначить такого человека учителем, он не сумеет хорошо свой предмет изложить. Надо не только знать предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринимался слушателями.
Так вот, и я думаю, что перво-наперво надо, чтобы язык был нормальным. Ребят не приучайте к трафарету, к готовым формулам — это у них «проскакивает» мимо ушей.
Если ты говоришь, то говори свое. Слова будут другие, а суть одна и та же. Смотришь, и люди будут прислушиваться немного внимательнее. Надо, чтобы слово было уместно и своевременно сказано, чтобы оно само выходило. А тут получается, что человек механически говорит. Надо, чтобы не механически, а органически лились слова, чтобы они выражали твою мысль.
Нужно избегать говорить готовыми формулировками, когда человек берет памятью, а не прорабатывает мозгами Язык, на котором вы общаетесь с населением, делайте простым, своим, применяя естественный стиль. Если стиль неестественный, то получается отталкивающий привкус. Многие из вас наверно помнят (а, пожалуй, и нет) старых женщин-начетчиц, которые по монастырям ходили. Их много было в нашей стране до революции. Если одну из них послушаешь, то вторая точно так же бубнит: «Господь, матерь божия сподобила видеть святой лик». Нельзя на них походить. Язык наш богат, и вы его не коверкайте, не портите, и ребят приучайте к этому. Как ребят приучить к этому? Требуйте, чтобы они сначала думали, а потом говорили, но не говорили, а потом думали. В этом основа.
Вот те задачи, которые стоят перед нашим учительством. А в целом наше учительство должно быть еще более культурным. Культурным не только в том отношении, чтобы учителя знали свой предмет, а культурным в общем смысле слова, чтобы сами запросы у него были широкими. Вы сами видите, что и городское и сельское население, культурный рост которого идет гигантскими шагами, предъявляет большие культурные запросы.
Жизнь наша все усложняется, она требует все более высокого «потолка» от всех наших работников на всех поприщах. Если сейчас «потолок» учителя, например, два метра, то надо, чтобы он был хотя бы два с половиной метра <...>