Добро пожаловать, приятного прочтения.
КАМЕНЬ В КУЛЬТУРЕ БУДУЩЕГО
но соединения которого в обстановке окружающей нас жизни достаточно значительны для практического их использования.
Мы видим, что главные наши драгоценные камни земли оказываются и наиболее подходящими для разрешения основных технических задач будущего, и в широком применении их и лежит одна из проблем современной научной работы.
Но выполнят они эту роль только тогда, когда сумеет человек их получить в любом количестве, когда перестанут они быть редкими диковинками природы, случайною игрою ее подземных сил. И пока человек не сумеет завладеть тайною их искусственного получения, драгоценный камень останется только забавою, роскошью в его руках.
Но к этому гений человека идет, хотя и медленными, но постепенными шагами <...>
В борьбе за завоевания техники и природы человечество будет делать огромные усилия, чтобы эта борьба не шла в ущерб красоте. Чувство прекрасного в его лучших и облагораживающих формах не должно будет подавляться грубыми завоеваниями культурного прогресса; и как протест против материализма, истинное искусство явится как необходимый элемент жизни, как один из насущных элементов человеческого обихода. Лучшие и наипрекраснейшие формы природы, начиная с прекрасного и нежного цветка и кончая художественным камнем, будут сливаться в общую гармоническую картину, и из самой природы и ее затейливых линий и красок будет складывать художник будущего новую прекрасную сказку.
Среди изменчивых и умирающих форм живой природы вечными и незыблемыми останутся художественные достижения обработанного камня, и для искусства он явится тем основным, незаменимым и вечным материалом, из коего будут слагаться самые вековечные достижения человеческого вдохновения.
В культуре будущего, в формах новых исканий камень снова вернется к тому, что составляло его красоту в Древней Греции, и снова в нем человек будет видеть высшее воплощение красот природы, к которым может прикоснуться лишь горящее священным огнем вдохновение художника.
И рисуется картина из Апокалипсиса: прекрасный город из яшмы, окруженный стенами из цветного камня, горящий огнем подобно лучшим драгоценным камням; красота и радость сделались мерилом человеческого богатства, и на новых весах переоценивается старый мир, измеряясь и взвешиваясь не по весу золота, не по длине серебряных слитков и шелка, а по глубине радости и счастья, по гармонии и мощи небывалой земной красоты...
Картина нам непонятная; но разве нам понятно будущее в каких-либо иных его формах?
Задания
- В предисловии к книге лекций «Самоцветы России» А. Е. Ферсман писал: «...На этих страницах, вне узких рамок сухих научных описаний, я хочу по возможности раскрыть этот прекрасный мир природы и влить его в серую жизнь людей». Такая цель позволяла лектору затронуть и философско-мировоззренческие проблемы. Подтвердите это анализом фрагментов лекции академика А. Е. Ферсмана.
- В чем выявляется патриотизм и гуманизм лектора-ученого?
- Охарактеризуйте актуальность рассматриваемых А. Е. Ферсманом проблем (развитие производительных сил, взаимоотношения человека и природы и др.).
- Проанализируйте художественные средства, используемые лектором. Найдите наиболее яркие эпитеты и метафоры.
- Найдите в тексте фигуру умолчания (Я не говорю о...) и определите ее роль в композиции речи.
- Приведите примеры использования лектором риторических вопросов, риторических восклицаний, анафоры.
- Как и с какой целью используются оратором мифологические и литературные материалы?
- А в каком значении употреблено А. Е. Ферсманом слово материализм (см. пятый абзац с конца текста)?
- Какие значения свойственны этому слову, кроме данного?
- Как используются в тексте речи термины и цифры?
- «Рассказывать я хочу не столько то, что узнал, вычитал и выявил,— говорил А. Е. Ферсман,— сколько то, что я сам пережил, что видел собственными глазами, с чем сроднится в своих многочисленных поездках по Уралу, Алтаю и Забайкалью». Охарактеризуйте выступление ученого с точки зрения эмоциональности («сам пережил») и документальности речи («видел собственными глазами»).