Добро пожаловать, приятного прочтения.

М. И. Калинин. РЕЧЬ НА СОВЕЩАНИИ УЧИТЕЛЕЙ-ОТЛИЧНИКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ СОЗВАННОМ РЕДАКЦИЕЙ «УЧИТЕЛЬСКОЙ ГАЗЕТЫ»

Скажем, читают Чернышевского, его можно читать по-разному. Передовой читатель шестидесятых-семидесятых годов читал его по-своему, либеральный читатель тех времен читал его по-своему, а мы, как марксисты-ленинцы, читаем его по-своему. Наше понимание будет другим. Когда делаешь доклад о работе Чернышевского, когда разбираешь Чернышевского, когда развертываются прения и взаимная шлифовка мыслей, тогда будешь лучше усваивать марксизм-ленинизм. В спорах надо говорить своими словами, своим языком. Должен быть у вас свой язык, я это знаю. Надо, чтобы люди спорили, и не искусственно, а по существу, т. е. так, чтобы дело доходило, если не до «драки», то хотя бы до серьезной, до жаркой перепалки. Вот как надо ставить вопрос. Тогда люди будут ходить на кружки и заниматься. Познание марксизма-ленинизма лучше всего дается именно при таком методе изучения.

Я думаю, что тексты вы лучше моего знаете, я уверен в этом. Если бы я стал вместе с вами сдавать зачет, то провалился бы по части текстов, безусловно провалился. А марксистски подойти к вопросу, я думаю, наверняка сумею правильнее, чем вы, скорее найду линию подхода, потому что длительный опыт, практика, обогащенная теоретическими спорами, — все это обострило мои чувства. Я чувствую фальшь, когда дается неверная формулировка. Таким образом, у меня появилось новое чувство, которое выработалось в теоретических спорах и перепалках, которое приучило меня к внимательности. Поэтому бояться обсуждений не следует, а нужно приучить к ним людей. Только таким способом будут отшлифовываться ваша мысль и ваш язык. Когда вы будете знать, что по каждому неверному выводу и по каждой неправильной формулировке с вами будут спорить, тогда вы станете внимательнее искать правильные решения.

Поэтому если вы хотите понять марксизм-ленинизм и овладеть этой теорией, то доклады, рефераты и споры на основе самостоятельных занятий принесут вам огромную пользу. Самостоятельное изучение есть основной метод овладения марксизмом-ленинизмом.

 

II. ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ – ВОСПИТАНИЕ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА – ГРАЖДАНИНА СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Может быть, вчера тут говорилось, а сегодня вот никто не сказал, как у вас ребята, как с ними идет работа, какие отношения с ребятами? Тут товарищ мимоходом говорил: «Установлены дежурства в рабочих общежитиях. Дежурные следят, чтобы поведение ребят не слишком нарушало порядок». Так, да? (С места: «Да» )

Разве вы хотите, чтобы ребенок был средним обывателем, человеком лет 45 с немного испорченным желудком? (Смех.) Или хотите, чтобы ребенок был точным подобием вам — взрослым людям? У ребят ведь слишком много инициативы. Если бы я был учителем и если бы ребята где и созорничали, но так, что при этом была бы видна храбрость, то я бы эту храбрость как-то поощрил, а за самое озорство пожурил их немного, и тем бы ограничился. Конечно, надо различать: есть озорство и озорство. Если бы меня спросили, что самое главное требуется в настоящий момент от учителя, то я бы сказал: растить нового человека. (Мы это часто говорим, и тут я нового ничего не говорю.) У нас создается новый человек социалистического общества. Этому новому человеку надо прививать самые лучшие человеческие качества. Ведь и новый, социалистический человек, он не будет человеком, у которого отсутствуют человеческие чувства Человек есть человек Из этого надо исходить

Какие же человеческие качества надо прививать? Это, во-первых, любовь, любовь к своему народу, любовь к трудящимся массам Человек должен любить людей. Если он будет любить, то ему будет жить лучше, веселее будет жизнь, ибо никто не живет так худо в мире, как мизантроп — человеконенавистник Он сам хуже всех живет.

Во-вторых — честность. Приучить ребят к честности. Этого учитель должен, по-моему, добиваться последовательно всеми педагогическими приемами, какие только возможны. Не врать, не обманывать, а вести себя честно

В-третьих — храбрость. Социалистический человек — человек труда, он хочет завоевать мир, и не только мир, существующий на земном шаре, но и вселенную раздвинуть разумом человека.

В-четвертых — товарищеская спайка. Надо, чтобы товарищеская спайка была. Она нужна хотя бы потому, что мы находимся в капиталистическом окружении, потому что идет сие тематическая травля нашего Союза и каждый буржуа с вожделением ждет удобного момента, чтобы раздавить Советский Союз. Конечно, они не дождутся такого момента, но это не значит, что Советский Союз только стальной стеной может быть защищен. СССР будет еще сильнее, если у советских людей товарищеская спайка с малолетства будет воспитываться, — действительная, крепкая товарищеская спайка со школьного возраста. Тогда, если придет человек в Красную Армию или попадет на фронт, ему легче включиться в боевую спайку.

1[2]3
Оглавление