Добро пожаловать, приятного прочтения.
М. И. Калинин. РЕЧЬ НА СОВЕЩАНИИ УЧИТЕЛЕЙ-ОТЛИЧНИКОВ ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ШКОЛ СОЗВАННОМ РЕДАКЦИЕЙ «УЧИТЕЛЬСКОЙ ГАЗЕТЫ»
28 декабря 1938 года
I. ОБ ОВЛАДЕНИИ МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ТЕОРИЕЙ
Товарищи, у нас сейчас много говорят об изучении революционной теории марксизма-ленинизма, об изучении истории большевистской партии. Главное тут — усвоить самое существо этой теории, научиться пользоваться ею на практике и воспринять опыт революционной борьбы нашей партии.
Марксистско-ленинская теория не символ веры, не собрание догматов, а руководство к действию. Когда некоторые толкуют об овладении марксизмом-ленинизмом, то говорят: «работа углубленная», «особо углубленная» и т. д. Но надо понять, что главное в марксизме-ленинизме — это не буква, а его сущность, революционный дух.
Что значит, когда говорят: «охватить марксизм-ленинизм полностью»? Как это понимать? Понимать ли это, как текстуальное заучивание всей премудрости марксизма-ленинизма в виде готовых уже выводов и формул? Или донимать это, как овладение существом марксизма-ленинизма и как умение применять эту теорию в качестве руководства к действию в жизни, в своей общественно-политической и личной жизни? Второе будет вернее, правильнее, важнее, оно — основное в марксизме-ленинизме. И когда говорят «овладеть марксизмом-ленинизмом», то это значит научиться видеть его в динамике.
Заучить марксизм-ленинизм более или менее можно каждому, а вот усвоить его сущность и научиться его применять — это труднее. Мы знаем многих старых рабочих, которые участвовали в политической борьбе. Разве они изучали марксизм-ленинизм столько, сколько вы? < .> Очень мало им довелось систематически изучать эту теорию. Может быть, десяток революционных книг прочли — и все. А вот в своей практике они довольно правильно применяли марксизм-ленинизм. Под знаменем этой теории шли и теперь идут миллионы людей. И многие рабочие правильно подходили к общественным явлениям в политической жизни, они правильно схватывали марксистско-ленинскую линию в решении того или иного вопроса. Это потому, что они поняли, схватили революционное существо марксистско-ленинской теории.
Изучение марксизма-ленинизма нужно не ради самого изучения, не для проформы. Мы изучаем марксизм-ленинизм не для того, чтобы знать его формально, как раньше изучали катехизис. Мы изучаем марксизм-ленинизм, как метод, как инструмент, при помощи которого мы правильно определяем наше политическое, общественное и личное поведение. Мы считаем, что это — самое могущественное орудие человека в его практической жизни <...>
Я хочу сделать ясной ту мысль, что для овладения марксизмом-ленинизмом совсем не достаточно заучить формулы и выводы этой теории, для этого недостаточно усвоить и ее сущность Чтобы действительно овладеть марксизмом-ленинизмом, для этого надо еще научиться пользоваться этой теорией при решении практических вопросов, а если идти дальше, то и уметь обогащать эту теорию накопленным опытом, обобщать опыт, т. е. уметь развивать ее и двигать вперед. Вот это и есть самое трудное<...>
К каждому явлению жизни надо подходить конкретно, если ты марксист. И, разумеется, при таком обсуждении между собой можно лучше разобраться в вопросе. Когда вы прочитали, вы только одну сторону взяли, три стороны взяли, а четвертую не взяли Наконец, взяли все четыре стороны. Между тем оказалось, что это не квадрат, а куб, где шесть сторон. Так что при обсуждении с другими мысль отшлифовывается и обогащается
Вы говорите, что дискуссии нужны. Кто же вам мешает? Собрались пять — десять человек. Ведь пять человек могут основательно поспорить между собой. Кто вам мешает? А если вы еще будете писать доклады, то я должен прямо сказать,— в пять раз больше изучите вопрос, чем вы лекцию прослушаете. Ведь чтобы доклад писать, для этого надо каждое слово, каждую щель продумать. Доклад писать — надо и туда в источник заглянуть и сюда. При писании доклада куда больше проработаете вопросов, чем если только прослушать лекцию. Восприятие на лекции от многого зависит — какой лектор и какое У вас настроение. Может быть, во время лекции проговорили с соседом Вы сами знаете, что в лекции нередко — три четверти
вода, а одна четверть — полезные сведения. (Смех.) Мы, к сожалению, не умеем, как следует, выжимать воду. Правда, ее надо выжимать. Но все же полностью ее не выжмешь. Не подумайте, что я против лекций. Само собой понятно, что лекции очень важный вид обучения. Я лишь толкаю вас на самостоятельную работу, а эта работа заставит вас посещать лекции и внимательно их слушать<...>
Когда говорят об изучении марксизма-ленинизма, то нередко думают, будто должны только одни марксистские книги читать — Маркса, Энгельса, Ленина. На самом деле — не только. Но задача в том, чтобы всякую книгу читать по-марксистски, по-ленински.