Добро пожаловать, приятного прочтения.
А. С. Макаренко. О РОДИТЕЛЬСКОМ АВТОРИТЕТЕ
Часто эта помощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете жизнь вашего ребенка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом. Часто бывает, что эту помощь нужно оказать особым способом. Нужно бывает либо принять участие в детской игре, либо познакомиться с товарищами детей, либо побывать в школе и поговорить с учителем. Если в вашей семье несколько детей, а это — самый счастливый случай, к делу такой помощи могут быть привлечены старшие братья и сестры.
Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда даже нужно, чтобы ребенок видел вашу настороженность, внимание и доверие к его силам.
Авторитет помощи, осторожного и внимательного руководства счастливо дополнится авторитетом знания. Ребенок будет чувствовать ваше присутствие рядом с ним, вашу разумную заботу о нем, вашу страховку, но в то же время он будет знать, что вы от него кое-что требуете, что вы и не собираетесь все делать за него, снять с него ответственность.
Вот именно линия ответственности является следующей важной линией родительского авторитета. Ни в каком случае ребенок не должен думать, что ваше руководство семьей и им самим есть ваше удовольствие или развлечение. Он должен знать, что вы отвечаете не только за себя, но и за него перед советским обществом. Не нужно бояться открыто и твердо сказать сыну или дочери, что они воспитываются, что им нужно еще многому учиться, что они должны вырасти хорошими гражданами и хорошими людьми, что родители отвечают за достижение этой цели, что они не боятся этой ответственности. В этой линии ответственности лежат начала не только помощи, но и требования. В некоторых случаях это требование должно быть выражено в самой суровой форме, не допускающей возражений.
Между прочим, нужно сказать, что такое требование только и может быть сделано с пользой, если авторитет ответственности уже создан в представлении ребенка. Даже в самом малом возрасте он должен чувствовать, что его родители не живут вместе с ним на необитаемом острове.
Заканчивая нашу лекцию, кратко резюмируем сказанное.
Авторитет необходим в семье.
Надо отличать настоящий авторитет от авторитета ложного, основанного на искусственных принципах и стремящегося создать послушание любыми средствами.
Действительный авторитет основывается на вашей гражданской деятельности, на вашем гражданском чувстве, на вашем знании жизни ребенка, на вашей помощи ему и на вашей ответственности за его воспитание.
Макаренко А. С. Соч. в 7 томах, т 4 М, Изд-во Академии педагогических наук, 1957, с. 351—360.
Задания
- Охарактеризуйте своеобразие логической структуры лекции. Объясните, почему «главная часть выступления (здесь — характеристика «настоящего родительского авторитета в советской семье») в лекции составляет лишь ее последнюю треть.
- В чем достоинство избранного лектором приема аргументирования («от противного») для раскрытия именно данной темы — об авторитете родителей? Соотнесите характеристику этого приема с принципом связи лекции с жизнью, с общественной практикой.
- Рассмотрите композиционно-стилистические приемы, с помощью которых А. С. Макаренко раскрывает понятая «авторитет подавления», «авторитет расстояния», «авторитет чванства», «авторитет педантизма», < авторитет резонерстваа», «авторитет любви», «авторитет доброты», «авторитет дружбы», «авторитет подкупа».
- Как использует лектор иронию, сарказм, насмешку? В чем эффективность этих приемов?
- Приведите примеры экспрессивной лексики.
- Перечислите педагогические термины, встречающиеся в тексте, и охарактеризуйте их смысловую и стилистическую роль
- Какими путями осуществляет А. С. Макаренко свой замысел побудить родителей мыслить, пробудить в них желание создать крепкую советскую семью?
- Раскройте на материале выступления оратора содержание понятий «массовость лекционной пропаганды» и «актуальность лекции».
- Отметьте особенности выступления лектора по радио.
- Проанализируйте описание сущности настоящего родительского авторитета, сформулируйте выводы в виде (терминов («авторитет гражданина», «авторитет внимания», «авторитет ответственности» и т. д) и постарайтесь дать сжатое общее определение настоящего родительского авторитета.