ƒобро пожаловать, при€тного прочтени€.

–≈„№ ќ ¬ј∆Ќ≈…Ў»’ ѕ–≈ƒћ≈“ј’ ¬ќ—ѕ»“јЌ»я

 

¬еликий русский математик Ќиколай »ванович Ћобачевский (1792Ч1856), создатель неэвклидовой геометрии, в разные годы был профессором, библиотекарем, членом училищного и издательского комитетов, деканом, ректором  азанского университета ќн никогда не замывалс€ в рамки лишь научной работы ќб этом свидетельствуют его административно-организаторска€ де€тельность, идейное руководство жизнью и работой университета в целом. ќб этом же говорит его публична€ лекци€ Ч речь на торжественном собрании  азанского университета 5 июл€ 1828 г, в первую годовщину его пребывани€ на посту ректора Ёта речь содержит целую программу воспитани€ человека, в большей части сохран€ющую свое значение и в наши дни Ќе случайно 140 лет спуст€ она была прокомментирована в публичном выступлении советского математика академика ѕ. —. јчександрова (см. журнал ЂЌаука и жизньї, 1967, є 7, с. 10Ч15). Ќо из речи Ќ. » Ћобачевского перед нами во весь рост встает и образ самого ученого Ч великого патриота –оссии, глубокого и тонкого педагога, вдумчивого воспитател€ и, несомненно, одаренного оратора –ечь Ќ » Ћобачевского Ђќ важнейших предметах воспитани€ї и сегодн€ может служить примером искусства публичного выступлени€.

¬от уже год прошел, любезные мои товарищи, как по избранию вашему, несу € на себе должность, которой почасти, важность и трудности служат доказательством лестной вашей ко мне доверенности. Ќе смею жаловатьс€ на то, что вы захотелип отозвать мен€ от любимых мною зан€тий, которым долгое врем€ предавалс€ € по склонности. ¬ы наложили на мен€ новые труды и чуждые до того мне заботы; но € не смею роптать, потому что вы предоставили мне и новые средства быть полезным < >

я сравниваю теперь себ€ с кормчим, который, не довер€€ опытности, держалс€ берегов, наконец, решаетс€ плыть в открытое море, и не робкое путешествие свое рассказывать, но советов просить должен. ¬ воспитании юношества, в сем важном деле, где € по званию своему участвую более других членов ”ниверситета, в исполнении сей важной об€занности прошу ваших советов. ќсмеливаюсь подвергнуть вашему суждению мои мысли, полага€, что они заключают в себе первые основани€ нравственности и могут указывать на те правила, которым следовать об€заны наставники. »ми намерен и € руководствоватьс€, как путешественник, чтобы не сбитьс€ с пути, смотрит на приметы, расставленные по дороге.

¬ каком состо€нии, воображаю, должен бы находитьс€ человек, отчужденный от общества людей, отданный на волю одной дикой природе. ќбращаю потом мысли к человеку, который среди устроенного, образованного гражданства последних веков просвещени€ высокими познани€ми своими составл€ет честь и славу своего отечества.  ака€ разность; какое безмерное рассто€ние раздел€ет того и другого. Ёту разность произвело воспитание. ќно начинаетс€ от колыбели, приобретаетс€ сперва одним подражанием, постепенно развертываетс€ ум, пам€ть, воображение, вкус к из€щному, пробуждаетс€ любовь к себе, к ближнему, любовь славы, чувство чести, желание наслаждатьс€ жизнью. ¬се способности ума, все даровани€, все страсти, все это обделывает воспитание, соглашает в одно стройное целое, и человек, как бы снова родившись, €вл€етс€ творение в совершенстве.

Ќару€шый вид его, возвышенное чело, взор, который всюду устремл€етс€, все созерцает вверху, вокруг себ€, черты лица, в которых изображаетс€ чувственность, покоренна€ уму,Ч все показывает, что он родилс€ быть господином, повелителем, царем природы. Ќо мудрость, с которой он должен править с наследственного своего трона, не дана ему от рождени€: она приобретаетс€ учением.

¬ чем же должна заключатьс€ эта мудрость? „ему должно нам учитьс€, чтобы постигнуть своего назначени€?  акие способности должны быть раскрыты и усовершенствованы, какие

должны потерпеть перемены; что надобно придать, что отсечь, как излишнее, вредное?

ћое мнение: ничего не уничтожать и все усовершенствовать. Ќеужели дары природы напрасны?  ак осмелимс€ охуждать их? Ч  ого обвиним в них? ќдного признаем виновника всему, что ни существует; исповедуем его и благоговеем пред его бесконечною премудростию.

¬сего обыкновенное слышать жалобы на страсти, но как справедливо сказал ћабли: чем страсти сильнее, тем они полезнее в обществе; направление их может быть только вредно.

„то же надобно сказать о даровани€х умственных, врожденных побуждени€х, свойственных человеку желани€х? ¬се должно остатьс€ при нем; иначе исказим его природу, будем ее насиловать и повредим его благополучию.

ќбратимс€, во-первых, к главнейшей способности, уму, которым хот€т отличить человека от прочих животных, противополага€ в последних инстинкт.

[1]234
ќглавление

—едельные т€гачи  јћј« 5490. ѕродажа седельных т€гачей  јћј« 5490 ktrucks.ru. . “вой вулкан удачи гаминаторы и игрософт только у нас - лучик света в бесконечном царстве отча€ни€! —Б–Њ–Ј–і–∞–љ–Є–µ —Б–∞–є—В–Њ–≤ –Љ–Њ | –Ъ—Г–њ–Є—В—М –Ї–Њ–љ–і–Є—В–µ—А—Б–Ї–Є–µ –Ш–љ–≥—А–µ–і–Є–µ–љ—В—Л | –Ш–љ–і–Є–≤–Є–і—Г–∞–ї–Ї–∞ mimi (20 –ї–µ—В) —В.8 966 053-90-04 –Ь–Њ—Б–Ї–≤–∞, –Љ–µ—В—А–Њ –Я–µ—А–Њ–≤–Њ