Добро пожаловать, приятного прочтения.
А. В. Луначарский ЧТО ТАКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?
Подобное недоверие друг к другу поселилось в сердцах в силу условий общественных, в силу частной собственности, оно должно расплавиться, сердца должны слиться с другими сердцами в атмосфере братства, в атмосфере любви и помощи друг другу < >
Таким образом, ясно, какие цели должно иметь образование. Оно должно стремиться создать из человека, искалеченного теперешним обществом, физического красавца, выполняющего решительно все то, что диктует ему наличие у него всех органов, которые у нас загнаны, не развернуты Нужно, чтобы он развернул все свои органы гармонично, так, чтобы они не мешали один другому. А общество в целом также должно развернуть все свои органы так, чтобы они не мешали один другому, как в организме образованного человека каждая клетка живет и действует для блага всех и все сливается в ощущении счастья, так же точно и в обществе все должно служить для общей цели, и всякий отдельный индивидуум должен дать максимум творческих усилий, чтобы все слилось в одну гармонию.
И эта-то гармоничность то, что мы называем культурой, и есть образование. Школа должна служить этому образованию, но как она может служить ему? Может ли она дать человеку в полном объеме подобное образование? Нет, его нельзя достигнуть ни в какие годы, процесс этого образования идет с человеком до могилы. Сколько человек живет, столько же он и учится. И нет такого срока у человека, когда он не должен был бы учиться Сама жизнь устроена так, что нужно учиться, не только потому, что всякое искусство и всякая наука бесконечно совершенствуются, но и потому, что жизнь вокруг нас дает нам каждый месяц новые задачи, заставляет нас приспособляться к новому Один знаменитый японский художник сказал, что только в 70 лет он окончательно понял, что такое рисование, что только в 70 лет он почувствовал себя настоящим художником < >
Велико искусство быть ребенком, но этому искусству учит сама жизнь. Почти всякий умеет быть ребенком, только не мешайте его детской радости. Не мешайте, не разрушайте этой его гениальной способности радоваться жизни. Но дальше, когда мы переходим к юности, когда мы переходим к зрелому возрасту и к старости, великое искусство жизни является самым важным искусством Да, это одно из великих искусств — быть прекрасным стариком, и, может быть, ни в чем так полно человечество не выражается, как в мудром старце, сердце которого открыто для всего нового, который приветствует новое поколение, который передает ему свой опыт, который может сказать, что жизнь его действительно проведена им при свете любви. И вот она приходит к величественному и спокойному закату, когда человек, насыщенный днями, не заботясь о загробной жизни, умирает, сознавая, что то, что он сделал, передается в руки грядущих поколений.
Свершилось. И старец великий смежил Орлиные очи в покое, Он землю покинул, зане совершил В пределах земных все земное.
Всему этому надо учиться. Только что привык человек считать себя молодым, как подходит иное время, и если он не умеет встретить лицом к лицу то, что для других является невзгодами и ужасом, он потерпит крушение.
Учиться нужно постоянно. Значит, образование не есть только школьное дело. Школа дает лишь ключи к этому образованию.
Школа должна приучать человека работать, закладывать определенные правильные методы подхода ко всей той тайне, какой является мир, дать, таким образом, первый толчок, а уже потом жизнь будет катиться дальше, и никто не может сказать заранее, каков будет путь человека.
Внешкольное образование есть вся жизнь! Всю жизнь должен человек себя образовывать, потому что идеал далек, и не должно быть такого момента, который бы человек провел без всяких результатов. Это будет моментом, который он выкрал из своей жизни. Конечно, нужен сон, нужен отдых. Но этот сон и этот отдых нужны только в тех размерах, чтобы потом, получив новые силы, наверстать потерянное время. Говорят: кто спит, тот не грешит. Нет, кто спит сверх меры, тот грешит ужасно, теряет время, убивает время, а кто убивает время,— убивает себя, убивает в себе образ человеческий, убивает общество и убивает самый идеал человечности. Когда собираются те или иные чиновники и говорят: давайте сыграем несколько роберов в винт, чтобы убить время, они совершенно правильно характеризуют свое дело, они — четверо убийц, которые занимаются самоубийством, убийством друг друга и убийством общественно полезного времени Жизнь их так мелка и скудна, что только.
Здесь, за зеленым столом, какой-нибудь акцизный чиновник или регистратор чувствует, что есть какие-то шансы, что бывает так, что повезет, что может быть большой шлем — это целое событие, Других ^событий у него нет. Убивать время не должен человек, который стремится к образованию.